ФЭНДОМ

</table> Ампи́р (от фр.empire — «империя») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.

История Править

Зарождение Править

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возникшего во второй половине XVIII века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном[1].

В России Править

В Российской империи ампир появился при Александре I. В то время была мода на французскую архитектуру и среди титулованых особ было принято обращаться к архитекторам-иностранцам. Для возведения Исакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анрии Луии Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».

Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, другими известными представителями принято отмечать архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина[1][2]. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.

Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»[3].

Особенности стиля Править

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных сооружений и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, подражанием художественным формам Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии[1][3].

См. также Править

Литература, ссылки Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 Ампир. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Проверено 25 мая 2012.
  2. Арсланов Р. А., Керов В. В. Тема 36. Культура России первой половины ХIХ в. // История России с древнейших времен до конца XX века. — 2000.
  3. 3,0 3,1 Игнатова Анна Михайловна. «Этнический ампир» – новый этап эволюции, стиля, архитектуры, материалов и технологии // Архитектон: известия вузов. — 2011, июнь.
Ампир
Kazan Cathedral, St. Petersburg, Russia
Казанский собор
Общая информация
Архитекторы

А. Воронихин и др.

Все стили
Архитектурные стили
Ампир, Ар-деко, Барокко‎, Модернизм‎, Готика, Деконструктивизм‎, Классицизм, Конструктивизм, Метаболизм, Модерн, Нео-романизм, Неовизантийская архитектура‎, Неоготика‎, Неоклассицизм‎, Рационализм, Рококо, Романская архитектура‎, Сталинская архитектура‎, Фашистская архитектура, Функционализм, Деконструктивизм

</div></div>