Амур
Файл:Amur watershed.png
Протекает по территории Китаю, России и Монголии
Устье Сахалинский залив Охотского моря
Длина 4444 км
Площадь бассейна 1 855 000 км²

Аму́р — река в России, Китае и Монголии. Монголы называют Амур «Хара-Мурэн» («Чёрная река»), китайцы — «Хэйлунцзян» (кит. 黑龙江, «Река чёрного дракона»).

Длина реки — 4 444 км, из которых 2 874 км составляет длина собственно Амура, начиная от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Сахалинский залив Охотского моря.

По площади бассейна (1 855 тыс. км²) Амур занимает четвёртое место среди рек России (после Енисея, Оби и Лены) и десятое место среди рек мира.

Главные притоки: Зея, Уссури, Бурея, Сунгари, Амгунь, Анюй, Тунгуска.

Города: Амурск, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре (Россия), Хэйхэ (Китай).

Файл:DSC01839.jpg

Китайский берег Амура

Амур как пограничная река[править | править код]

В середине XX века начался естественный процесс перехода реки Амур в новое русло, резко ускорившийся в начале XXI века из-за действий китайской стороны. Смещение русла, по мнению учёных, может привести к смыву нескольких российских посёлков и разрушению опор недавно построенного железнодорожного и автомобильного моста через Амур.

Специалисты говорят о самой настоящей гидротехнической войне. За последние десять-пятнадцать лет на китайской стороне Амура были произведены масштабные берегоукрепительные работы с возведением многокилометровых бетонных дамб, что приводит к тому, что основное русло «выдавливается» к северу, в сторону российского низменного и легко размываемого левобережья.

Амур катастрофически быстро мелеет в районе Хабаровска, при этом протоки Бешеная и Пемзенская, расположенные на противоположном берегу, с каждым годом становятся шире и глубже. По подсчётам гидрологов, ежегодно их сток возрастает не меньше чем на 3 %. Уже зимой 2005 Пемзенская протока вобрала в себя 51 % общего стока воды в Амуре, что означает, что в настоящее время она является уже главным руслом, а не второстепенным рукавом.

В настоящее время в районе посёлка Владимирка (Еврейская автономная область) начато строительство масштабного гидротехнического сооружения — переливной запруды через Пемзенскую протоку. В тело подводной плотины планируется уложить не менее 80 тыс. кубометров камня. Параллельно с перекрытием Пемзенской протоки должны начаться работы и на протоке Бешеной. По расчётам учёных, именно туда направится основной поток воды, после того как в истоке Пемзенской протоки будет построена запруда. Проектировщики считают также необходимым укрепление каменной отсыпкой песчаного левобережья, иначе Амур сможет размыть строящиеся гидротехнические сооружения.

В 2005 году процесс обмеления Амура у Хабаровска несколько замедлился благодаря начавшимся гидротехническим работам. Однако в связи с завершившимся в 2004—2005 урегулированием пограничных вопросов между КНР и Россией КНР получает под свою юрисдикцию остров Тарабарова и треть острова Большой Уссурийский в районе Хабаровска — а вместе с этими землями, и уже построенные гидротехнические сооружения — в частности, дамбу на протоке Прямой, которая разделяет Большой Уссурийский и Тарабаров острова.

Существуют опасения того, что новые хозяева уничтожат построенные российской стороной гидротехнические сооружения, что приведёт к продолжению процесса обмеления русла Амура у Хабаровска и разрушения левобережья.

Экология[править | править код]

В результате аварии, произошедшей 14 ноября 2005 на одном из китайских химических заводов, произошёл массированный выброс ядовитых веществ в реку Сунгари, после чего пятно нитробензола, нитробензина и других химикатов двинулось по течению в Амур. Под предлогом предотвращения попадания загрязнённой воды в водозаборы Хабаровска китайцы возвели дамбу в истоке протоки Казакевичева. Это позволило направить поток отравленной воды, дошедший до этого района в 20-х числах декабря, к северному российскому берегу. В апреле 2006 года дамба частично была разобрана, планируется полный её демонтаж.

См. также[править | править код]

Ссылки[править | править код]

ca:Amur cs:Amur da:Amur de:Amur en:Amur eo:Amuro es:Río Amur et:Amuur fi:Amur fr:Amour (fleuve) he:אמור (נהר) hu:Amur it:Amur ja:アムール川 ka:ამური (მდინარე) ko:아무르 강 ky:Амур lmo:Amur lt:Amūras (upė) nl:Amoer (rivier) no:Amur pl:Amur (rzeka) pt:Rio Amur sa:अमूर sk:Amur (rieka) sl:Amur sr:Амур sv:Amur tr:Amur uk:Амур (ріка) vi:Amur zh:黑龙江