Наука
Advertisement
Файл:Russia death rate 1960-2005.jpg

Резкий рост смертности в России с 1987 года [1]

Файл:Alcoholism 01.jpg

Пьяный на улице одного из подмосковных городов

Антиалкогольная кампания — кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом, организованная в СССР на общегосударственном уровне в 19851987 гг., в самом начале Перестройки.

Ход событий

В мае 1985 года по указанию генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва были введены резкие ограничения на производство и продажу алкоголя. Считается, что инициатором этих мер был член Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачёв.

На местах эти указания проводились в жизнь с массой нелепостей и крайне необдуманно. В Крыму, Грузии, Молдавии и на юге России вырубались виноградники (подчас знаменитые).

Реформа явилась «катастрофой» для государственного бюджета. Производство спиртных напитков давало в бюджет страны большие суммы, и снижение их производства не могло не сказаться на экономике.

Если при Брежневе винные магазины открывались в 11 утра и работали и в будни, и в выходные, то в разгар антиалкогольной компании спиртные напитки продавались только в будние дни с 14 часов местного времени, что стало одной из причин снижения уровня трудовой дисциплины на предприятиях, так как участилось количество прогулов.

Были приняты жёсткие меры против распития спиртного в парках и скверах, а также в поездах дальнего следования. Пойманные в пьяном виде имели серьёзные неприятности на работе. Эти репрессии несколько отличались от жёстких мер Андропова, который проводил облавы на прогульщиков в банях, кинотеатрах и магазинах (но выпустил в продажу «андроповскую» водку), но в целом продолжали авторитарный стиль руководства.

Кампания сопровождалась интенсивной пропагандой. Повсюду стала распространяться статья академика Углова о вреде и недопустимости потребления алкоголя ни при каких обстоятельствах и о том, что пьянство несвойственно русскому народу. Также активной пропагандой с тех пор занимается активист движения за трезвый образ жизни Владимир Георгиевич Жданов.

Файл:НЕТ! (плакат).jpg

Советский агитационный плакат

Открылось «Всесоюзное Общество Трезвости». Простое употребление алкоголя могло стать причиной суровых административных воздействий. Были даже запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, а по стране прокатилась (или, по крайней мере, сообщалось в прессе) волна комсомольских «безалкогольных свадеб».

Из фильмов вырезались сцены с употреблением спиртного. В результате прозвища «Лимонадный Джо» (намёк на старый чехословацкий пародийный вестерн) и «минеральный секретарь» прочно закрепились за Горбачёвым, среди части населения СССР, особенно в среде алкоголиков.

Производство и потребление алкоголя значительно снизилось, но в условиях недавно обретённой свободы, часть производства стала перекочевывать в теневую экономику.

В сельских населённых пунктах, в частных секторах городов и даже в многоквартирных домах выросло самогоноварение, несмотря на возможную уголовную ответственность или штраф. Многие самогонщики стали подпольно продавать самодельную алкогольную продукцию и суррогаты.

Файл:Талон на мыло 1991.jpg

Талон на мыло времен перестройки (талоны на некоторые товары сохранялись до 1993)

Рост самогоноварения способствовал необычайному росту потребления, и, соответственно, исчезновению из свободной продажи сахара. Коррумпированные работники торговли начали преднамеренно устраивать перебои с поставками и других продуктов и изделий массового спроса.

Последствия

С появлением к концу 1980-х кооперативов, стали создаваться подпольные цеха по производству алкоголя. Участились случаи массового отравления, в особенности в случае частой подмены этилового спирта метиловым, что грозило летальным исходом.

Производство подпольной некачественной водки в больших объёмах продолжалось до середины 1990-х. С 19961997 гг. случаи применения метилового спирта при изготовлении практически не регистрировались, что связано с отсутствием проблем при покупке сырья и появлением в торговых точках большого разнообразия легальной вино-водочной продукции.

По случаю 20-летия Антиалкогольной кампании в 2005 году Горбачёв в одном из интервью заметил:

«из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

При этом он подчеркнул:

сейчас (2005 — прим.авт.) в России ситуация с потреблением алкоголя ещё хуже, чем 20 лет назад.

Мнения

  • Согласно проведённому опросу, сегодня 58 % россиян в целом позитивно оценивают Антиалкогольную кампанию. Однако только 15 % считают, что она принесла позитивные плоды [2].
  • Оппоненты Антиалкогольной кампании считают, что она страну от пьянства не спасла, а отучила от хороших и качественных напитков.

См.также

  • Алкогольная смертность
  • Сухой закон

Ссылки

Advertisement