ФЭНДОМ

Астросоциотипологиянаука, занимающаяся выявлением типов людей, объединенных в профессиональные и иные группы, на основе астрономических параметров положений небесных тел на момент рождения.

Астросоциотипология является новым междисциплинарным научным направлением, которое возникло на пересечении областей и методов исследования вполне академических наук астрономии, социологии и искусственного интеллекта, что дало возможность получить новые результаты, недостижимые в каждой из этих наук, за счет системного (синергетического) эффекта их взаимодействия. Теоретической основой астросоциотипологии является гипотеза об информационном влиянии небесных тел солнечной системы на социальную адаптацию. Под информационным влиянием в астросоциотипологии понимается свойство небесных тел быть ориентирами. Например, Полярная звезда для современных землян служит указателем направления на Север. Это не связано с физическими свойствами Полярной звезды, но лишь с ее положением относительно оси вращения Земли. Тем не менее, нельзя утверждать, что Полярная звезда не влияет на одинокого путника, у которого нет компаса. Это называется информационное влияние. Солнце, когда оно находится в точках равноденствия и стояния, отмечает для землян наступление весны, лета, осени и зимы, что важно для земледелия. Это называется ориентир во времени и относится к информационному влиянию, которое зашифровано в календарях. Таких очевидных примеров много. В совокупности, на большой группе людей, родившихся в разные годы, информационное влияние приводит к предпочтениям в выборе профессии, что очевидно, на примере нескольких поколений. Это отличие можно описать математически, исследовав большую группу людей, включающую представителей нескольких поколений, что и было сделано в рамках осуществленного проекта в 2006-2008 гг.

Астросоциотипология - это математическая теория, которая возникла при экспериментальной проверке гипотезы об информационном влиянии небесных тел на выбор профессии. Для этого были выполнены эксперименты по распознаванию с помощью искусственного интеллекта данных 20007 респондентов, чьи биографии находятся в свободном доступе на Astro-Databank Wiki Project http://www.astro.com/astro-databank/Main_Page. В процессе распознавания этих данных искусственным интеллектом была сформирована модель, которая затем была верифицирована. Все исходные и выходные данные модели, а также запатентованная система искусственного интеллекта "Эйдос-астра" доступны для проверки третьей стороной. Результаты опубликованы в статьях и в научной монографии, электронная версия которой размещена по адресу http://trounev.com/Chaos/Astrosociotypology.pdf

История возникновения Править

Астросоциотипология возникла в результате проверки гипотезы о влиянии небесных тел на выбор профессии [1]. Первоначально это направление было отнесено к разделу астросоциологии, но в дальнейшем авторы [2] сочли целесообразным ввести новый термин для обозначения нового научного направления на стыке астрономии, социологии и искусственного интеллекта.

В настоящее время молодая наука астросоциотипология еще не имеет официального признания. Это новое научное направление развивается двумя группами ученых в Канаде [1] и в России [2].

Необходимо особо подчеркнуть, что астросоциотипология является точной наукой, т.к. ее метод (методы и технологии искусственного интеллекта) является математической дисциплиной. Поэтому любой желающий может лично проверить все результаты, полученные и описанные в приведенных ниже работах, при условии, что он имеет необходимые вычислительные возможности и квалификацию. Все необходимые для этого исходные "эмпирические" данные находятся в общем доступе.

Технология исследований в области астросоциотипологии Править

Астросоциотипология в своих методах существенно опирается на современную теорию информации. В настоящее время основным методом астросоциотипологии является автоматизированный системно-когнитивный анализ (АСК-анализ), развитый профессором Е. В. Луценко для решения задач распознавания образов [3].

АСК-анализ представляет собой непараметрический метод искусственного интеллекта, основанный не на статистике, а на системном обобщении теории информации, системном анализе и когнитивном моделировании. Этот метод позволяет выделять полезный сигнал о связи признаков с обобщенными категориями из шума путем обобщения, многоканальной или многопараметрической типизации, осуществлять синтез информационных моделей больших размерностей, а также использовать их для решения задач идентификации (прогнозирования), поддержки принятия решений и просто исследования предметной области путем исследования ее модели.

Математическая модель АСК-анализа основана на системной теории информации (СТИ). СТИ рассматривает в качестве элементов не только первичные элементы множества, но и элементы, представляющие собой подсистемы различных уровней иерархии, образующиеся за счет взаимодействия первичных элементов, а также учитывает понятие цели. В рамках СТИ предложено системное обобщение семантической меры информации Харкевича, которое удовлетворяет принципу соответствия с мерой Хартли в детерминистском случае, как и мера Шеннона в случае равновероятных событий, чем преодолена несогласованность семантической теории информации и классической теории информации Шеннона.

Проверка основной гипотезы астросоциотипологии Править

Для проверки основной гипотезы астросоциотипологии о связи между социальными категориями и астрономическими параметрами на момент рождения были выполнены специальные эксперименты [4], было установлено, что профессия, характер и другие индивидуальные особенности имеют вероятность распознавания по астрономическим признакам в среднем в 7,343 больше, чем при случайном выборе. Всего было исследовано 37 категорий с общим числом случаев 86314 для 20007 респондентов, данные которых выставлены для свободного копирования в рамках Astro-Databank Wiki Project на http://www.astro.com/astro-databank/Main_Page. Моделирование осуществлялось на сетках различного масштаба, содержащих от 2 до 173 ячеек. Для каждой распознаваемой категории можно определить параметр сходства, который изменяется от ?100 % до 100 %, аналогично коэффициенту корреляции в статистике. Было установлено, что средний по всем 37 категориям параметр сходства возрастает с ростом числа ячеек, как логарифмическая функция.

Для получения достоверных результатов в задачах распознавания социальных категорий респондентов по данным их рождения в астросоциологии используются банки данных, содержащие миллионы параметров. Для обработки большого числа данных были развиты математические модели[5], алгоритмы[6] и компьютерные программы[7].

Механизм влияния небесных тел на большую группу субъектов Править

Для нахождения агента влияния небесных тел на выбор профессиональных категорий были выполнены численные эксперименты [8],[9] по определению зависимости дисперсии информативности астрономических признаков — интегральной информативности (ИИ), от расстояния до небесных тел. Рассматривались различные модели, содержащие от 5 до 100 категорий с общим числом случаев от 5196 до 123671 соответственно для 20007 респондентов, данные которых выставлены для свободного копирования в рамках Astro-Databank Wiki Project на http://www.astro.com/astro-databank/Main_Page. В результате выполненных исследований установлено, что механизм взаимодействия большой группы субъектов может быть описан общей моделью, включающей нормированную интегральную информативность для описания реакции и амплитуду воздействия, зависящую от относительной величины потенциала гравитационного поля. Сформулированы общие законы взаимодействия субъектов с гравитационными полями небесных тел:

  • амплитуда сигнала зависит только от относительной величины вариации потенциала гравитационного поля, но не от самой величины потенциала;
  • при увеличении или уменьшении амплитуды сигнала относительно некоторого значение, величина ИИ, характеризующая реакцию на воздействие гравитационных полей Солнца и Венеры, всегда убывает, что свидетельствует о наличии отрицательной обратной связи.
  • при увеличении или уменьшении амплитуды сигнала относительно некоторого значение, величина ИИ, характеризующая реакцию на воздействие гравитационных полей Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона всегда возрастает, что свидетельствует о наличии положительной обратной связи.
  • При увеличении или уменьшении амплитуды сигнала относительно некоторой средней величины, реакция группы субъектов на воздействие гравитационных полей Луны, Марса, Меркурия и Юпитера осуществляется по механизму обратной связи переменного типа.

Таким образом, исследования показали, что реакция большой группы субъектов на воздействие небесных тел объясняется фундаментальными законами взаимодействия живых организмов с гравитационными полями небесных тел солнечной системы. В настоящее время детальный механизм этого взаимодействия еще не изучен. В работе [10] высказана гипотеза, что, гравитационная чувствительность появляется в системах с памятью в ответ на изменение скоростей биохимических реакций с участием гормонов.

Теория астросоциотипологии Править

Астросоицотипология является вариантом теории сходства в социологии. В настоящее время не существует теории, объясняющей выбор тех или иных профессиональных категорий. В рамках астросоциотипологии выбор профессии объясняется как результат действия механизма социальной адаптации к изменяющимся условиям. Необходимость адаптации, в свою очередь, может быть вызвана стрессом, связанным, в том числе, с влиянием космической среды.

Необходимо подчеркнуть, что астросоциотипология является эмпирической теорией, положения которой основываются на экспериментальных результатах, полученных в процессе обработки данных 20007 респондентов, чьи биографии выставлены для свободного копирования в рамках проекта Astro-Databank Wiki Project на http://www.astro.com/astro-databank/Main_Page

Практическая значимость астросоциотипологии Править

Астросоциотипология основана на гипотезе, что конституционные качества личности включают не только предопределенные генотипом, но и ряд других качеств, не обусловленных генотипом – это так называемые астросоциотипологические характеристики личности, связанные с местом и временем рождения.

Астросоциотипологические признаки разных уровней иерархии могут быть включены в систему конституционных и социально обусловленных качеств личности при разработке профессиограмм - тестов на профессиональную пригодность. В последние годы создан целый ряд тестов, позволяющих оценивать респондентов на профессиональную пригодность в различных направлениях деятельности. Вместе с тем сама технология разработки подобных тестов является весьма наукоемкой, трудоемкой и дорогостоящей и этот процесс пока далек от стандартизации и малодоступен не только для потенциальных заказчиков на продукты подобных технологий, но и для самих ученых. Между тем психологические тесты сегодня используются все шире, прежде всего, в службах управления персоналом для решения весьма ответственных вопросов, влияющих на судьбы людей. Это как минимум означает, что эти тесты должны быть не только адаптированы и локализованы, но и применятся для тех целей, для решения которых они были предназначены разработчиками, и при удовлетворении всех этих условий – официально сертифицированы. Некоторые конституционные и социально-приобретенные личностные качества достаточно просто могут быть установлены непосредственно, другие же требуют для применения специальных средств методик и оцениваются косвенно на основе непосредственно наблюдаемых и их выявление требует большого труда и использования специальных инструментов съема и обобщения информации. Автоматизированный системно-когнитивный анализ (АСК-анализ) является успешно апробированной современной автоматизированной технологией, позволяющей решать эти проблемы. Методы астросоциотипологии позволяют определить набор социальных и психофизических категорий для каждого респондента, используя только его данные рождения. Достоверность распознавания профессии, полученная на основе методов астросоциотипологии, сравнима или превосходит достоверность других профессиональных тестов. Так, например, из 5000 респондентов-профессионалов тестируемой выборки,данные которых выставлены для свободного копирования в рамках Astro-Databank Wiki Project на http://www.astro.com/astro-databank/Main_Page , в системе "Эйдос-астра" профессия была определена верно у 68,75% респондентов.

Ссылки Править

Литература Править

  1. Луценко Е. В. Типизация и идентификация респондентов в социологии по их астрономическим показателями на момент рождения. / Е. В. Луценко, А. П. Трунев, В. Н. Шашин // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2007. — № 01(25). — Шифр Информрегистра: 0420700012\0014. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2007/01/pdf/14.pdf
  2. Трунев А. П., Луценко Е. В. Астросоциотипология: Монография (научное издание). — Краснодар: КубГАУ, 2008, — 279 с. EAN 9785756108000
  3. Е. В. Луценко. Автоматизированный системно-когнитивный анализ в управлении активными объектами (системная теория информации и ее применение в исследовании экономических, социально-психологических, технологических и организационно-технических систем). Краснодар: КубГАУ, 2002, 605 с.
  4. Луценко Е. В. Астросоциотипология и спектральный анализ личности по астросоциотипам с применением семантических информационных мультимоделей / Е. В. Луценко, А. П. Трунев // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2008. — № 01(35). — Шифр Информрегистра: 0420800012\0002. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/01/pdf/10.pdf
  5. Луценко Е. В. Повышение адекватности спектрального анализа личности по астросоциотипам путем их разделения на типичную и нетипичную части / Е. В. Луценко, А. П. Трунев // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2008. — № 02(36). — Шифр Информрегистра: 0420800012\0017. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/02/pdf/10.pdf
  6. Луценко Е. В. Artificial intelligence system for identification of social categories of natives based on astronomical parameters / Е. В. Луценко, А. П. Трунев // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2008. — № 03(37). — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/03/pdf/07.pdf
  7. Пат. № 2008610097 РФ. Система типизации и идентификации социального статуса респондентов по их астрономическим показателями на момент рождения «Эйдос-астра». /Е. В. Луценко (Россия), А. П. Трунев (Канада), В. Н. Шашин (Россия); Заяв. № 2007613722. Опубл. 09.01.08. — 56 с.
  8. Трунев А. П. Фундаментальные закономерности распознавания социальных категорий по астрономическим данным на момент рождения / А. П. Трунев, Е. В. Луценко // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2008. — № 10(44). — Шифр Информрегистра: 0420800012\0138. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/10/pdf/01.pdf
  9. Трунев А. П. Исследование вариабельности интегральной информативности моделей реагирования субъектов на положение небесных тел солнечной системы в момент рождения / А. П. Трунев, Е. В. Луценко // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2009. — № 01(45). — Шифр Информрегистра: 0420900012\0014. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2009/01/pdf/09.pdf
  10. Трунев А. П. Устойчивость зависимости интегральной информативности от расстояния до небесных тел Солнечной системы / А. П. Трунев, Е. В. Луценко // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2009. — № 02(46). — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2009/02/pdf/12.pdf

11. Трунев А.П., Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ влияния факторов космической среды на ноосферу, магнитосферу и литосферу Земли: Под науч. ред. д.т.н., проф. В.И.Лойко. Монография (научное издание). – Краснодар, КубГАУ. 2012. – 480 с. ISBN 978-5-94672-519-4

Jupitsun 15:30, 9 апреля 2009 (UTC)

--