Боле́слав Балзуке́вич (польск. Bolesław Bałzukiewicz, лит. Boleslovas Balzukevičius; 12 февраля 1879 — 13 февраля 1935, Вильна) — польский скульптор; профессор виленского Университета Стефана Батория (1919), заведующий кафедры скульптуры университета (19191935).

Файл:Wilno 048.JPG

Памятник на могиле И. Лелевеля

Биография[править | править код]

Родился в семье виленского резчика самоучки Винценты Балзукевича, брат художника Юзефа Балзукевича и художницы Люции Балзукевич.

Жил в Вильне в 19031907 и с 1919. Начальное художественное образование получил в виленской Рисовальной школе И. П. Трутнева.

Похоронен на кладбище Росса (Расу) в Вильне.

Творчество[править | править код]

Помогал Антонию Вивульскому в отливке памятника Грюнвальдской битве под Краковом (1910).

Известен как автор аллегорической фигуры Электричества на здании вильнюсской ТЭЦ и памятника композитору Станиславу Монюшке в сквере у костёла Св. Екатерина (1922; бюст Монюшко установлен на постаменте, оставшемся от памятника Александру Пушкину с эвакуацией бюста русского поэта из Вильны в 1915).

Создал памятник известному банкиру и меценату Юзефу Монтвилле в сквере у францисканского костёла Вознесения Св. Девы Марии (скульптура создана в 1911, памятник поставлен в 1935, по другим сведениям в 1931).

Автор медальонов, реалистических скульптурных групп («Эмигранты», «Сироты», «Война», 1905—1908), бюстов (Адама Мицкевича в костёле Св. Иоаннов, Иоахима Лелевеля и др.), мемориальных таблиц (Антонию Вивульскому и др.). Создал надгробные памятники на могиле брата (Юзефу Балзукевичу и историка 1925; Иоахиму Лелевелю, 1932) на кладбище Росса.

de:Bolesław Bałzukiewicz