ФЭНДОМ

Файл:Beryozovyj sok v butylke.jpg

Берёзовый сок — пасока, жидкость, вытекающая из перерезанных и надломленных стволов и ветвей берёзы под действием корневого давления.

Сокодвижение начинается весной с первыми оттепелями и продолжается до распускания почек. Обычно с берёзы получают 2-3 л сока в сутки. Крупное дерево может дать в сутки около 7 л сока, а иногда даже больше. Предпочтительно собирать сок там, где планируется вырубка, и не рекомендуется брать его у молодых деревьев.

Берёзовый сок содержит свыше 2 % сахара и используется как самостоятельно, так и для приготовления разных напитков. Хотя берёзовый сок по вкусу мало отличается от воды, он отлично бродит. В забродивший сок летом добавляют фруктовые соки и через некоторое время получается слабоалкогольный напиток без искуcственного добавления дрожжей и сахара.

Берёзовый сок в народной медицине Править

В берёзовом соке содержится фруктовый сахар, дубильные вещества, витамины и микроэлементы. В народной медицине рекомендуется как общеукрепляющее и мочегонное средство, а также применяется наружно при экземе и кожном лишае, при угрях и пигментных пятнах. Используется для мытья головы с целью укрепления волос. В литературе упоминается антиоксидантная и противоопухолевая активность берёзового сока. Рекомендуется также его пить при разнообразных болезнях дыхательной системы, включая туберкулёз; камнях в почках и желчном пузыре, подагре, ревматизме, отёках, незаживающих ранах и язвах.

С точки зрения фитотерапии берёзовый сок- одно из лучших природных средств для улучшения обмена веществ. Несмотря на то, что берёзовый сок мало отличается от воды, он отлично бродит и оказывает положительное влияние на работу желудка.

Берёзовый сок в СССР Править

В СССР было налажено промышленное производство дешёвого консервированного берёзового сока, разливавшегося в трёхлитровые стеклянные банки (стакан сока стоил 8 копеек, это был самый дешёвый сок). После Чернобыльской катастрофы и распада СССР производство сока было резко снижено, и сегодня он практически недоступен.

Дешевизна в СССР и общедоступность продукта в эпоху повального дефицита выросло в неверное и распространённое мнение, что в торговых точках широко продаётся суррогат вместо натурального сока, который на самом деле легко можно получить, смешав в определённых пропорциях воду, сахар и лимонную кислоту.

Наиболее развита добыча берёзового сока в Белоруссии, на севере Украины и в Средней Европейской части России.

В начале XXI века берёзовый сок добывается и выпускается несколькими комбинатами, обычно — в бутылках полуторалитрового объёма. Помимо чистого берёзового сока, продаются его настои на шиповнике, мяте, чёрной смородине.

Аналоги берёзового сока Править

Сокодвижение весной происходит у всех деревьев, но практическое применение, кроме берёзового, имеет сок американского (ясенелистного) клёна (Acer negundo) и сахарного клёна (Acer saccharum).

В России сок клёна добывают редко, объём заготовок не сравним с берёзовым. Это объясняется тем, что сахарный клён наиболее распространён в Северной Америке, а другие виды клёна не столь быстрорастущие, и потому не так продуктивны по соку.

На юго-востоке Канады и северо-востоке США (особенно в штате Вермонт), наоборот, кленовый сок широко используется, в основном, для получения сладкого сиропа.

Берёзовый сок в искусcтве Править

Файл:Betula Forest.jpg

Берёзовый сок у славян Править

Из древних летописей известно, что до Крещения Руси у многих славян был культ берёзы. Соответственно, добыча сока из дерева была запрещена. Если сок добывался, то в ограниченном количестве с соблюдением ритуалов. С приходом христианства сок стал добываться без ограничений.

Ссылки Править

Шаблон:Food-stubde:Birkensaft en:Birch sap lt:Sula nl:Berkensap pl:Oskoła