Наука
Advertisement

Боковое размышление (от англ. lateral thinking) — термин, введенный Эдвардом де Боно (Edward de Bono), мальтийским психологом, врачом и писателем; впервые появился в названии его книги Использование бокового размышления (The Use of Lateral Thinking) (1967); определяет методы размышления, имеющие дело с меняющимися понятиями и восприятием; — методы рассуждения, которые не кажутся сразу очевидными, а также — идеи, к которым невозможно прийти шаг за шагом с помощью только «прямой» традиционной логики; термин обязан аналогии с «боковым зрением», с помощью которого можно увидеть звёзды, недоступные обычному «прямому зрению».

Методы бокового размышления

Методы, которые применяет боковое размышление над проблемами, характеризуются сдвигом интеллектуальных образов прочь от заезженного или предсказуемого размышления в направлении к новым и неожиданным идеям. Новая идея, которая появляется в результате бокового размышления не всегда оказывается полезной, но если она хороша, она, как правило, оказывается неожиданной и совсем не очевидной, это — та же особенность, которой обладает, например, хорошая шутка.

Есть множество мыслительных инструментов или методов, которые могут использоваться, чтобы вызвать боковое размышление.

«Случайный вход»

Выберите объект наугад, или случайное существительное из словаря, и попытайтесь связать его с той областью, над которой вы размышляете в настоящий момент.

«Провокация»

«Вызов»

Боковое размышление и решение задач

Боковое размышление и критическое размышление

Пример 1

Пример 2

Провокационные операции

Пример провокационной операции

Пример 3

Боковое размышление озадачивает

Некоторые забавные боковые интеллектуальные вопросы

Ответы

См. также

  • Размышление вне коробки
  • ТРИЗ

Литература

Ссылки

Advertisement