ФЭНДОМ

Ю́рий Дми́триевич Буда́нов - (24 ноября 1963, Харцызск, Донецкая область, Украинская ССР — 10 июня 2011, Москва, Российская Федерация) — российский военный, полковник, лишённый воинского звания в 2003 году по приговору суда.

В 1998—2000 гг. командовал 160-м гвардейским танковым полком, принимавшим участие во Второй чеченской войне. В 2003 году Северо-Кавказским окружным военным судом признан виновным в похищении и убийстве 18-летней[1] чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Был приговорён к 10 годам лишения свободы. Следствие и суд над Будановым имели большой общественный резонанс. Вышел на свободу условно-досрочно в январе 2009 года. 10 июня 2011 года был застрелен в Москве уроженцем Чечни Юсуп-Хаджи Темирхановым (ранее проходившим по делу как Магомед Сулейманов)[2].

Биография Править

Родился 24 ноября 1963 года в г. Харцызске (Донецкая область, Украинская ССР) в семье кузнеца. В 1981 году был призван на срочную службу в ВС СССР, службу проходил в Польше. В 1987 году окончил Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище. Проходил военную службу в Венгрии и Белоруссии и республике Бурятия. В 1995—1999 годах учился в Военной академии бронетанковых войск им. маршала Р. Я. Малиновского.

В период боевых действий против незаконных вооружённых формирований в Чеченской республике в январе 1995 года при взрыве фугаса получил контузию головного мозга.

В августе 1998 года назначен командиром 160-го гвардейского танкового полка, в январе 2000 года получил звание полковника. В октябре и ноябре 1999 года Буданов дважды был контужен при разрыве снаряда и при обстреле танка из гранатомёта.

Кандидат в мастера спорта по самбо. Женат, отец двоих детей.

Дело Буданова Править

Арестован 27 марта 2000 года по обвинению в похищении, изнасиловании и убийстве 18-летней Эльзы Кунгаевой. Обвинение в изнасиловании после проведённых экспертиз и показаний участников дела было снято.[3]

25 июля 2003 года приговором Северо-Кавказского окружного военного суда Юрий Буданов был осуждён по пункту «в» части 2 статьи 105 УК РФ («Убийство») к 9 годам лишения свободы, по части 1 статьи 126 УК РФ («Похищение человека») к 6 годам лишения свободы, по пунктам «а, в» части 3 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») к 5 годам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с организационно-распорядительными функциями в государственных органах сроком на 3 года. Обвинение в изнасиловании было снято. Окончательное наказание по совокупности совершённых преступлений путём частичного сложения наказаний было определено в виде лишения свободы сроком 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и с лишением права занимать должности, связанные с организационно-распорядительными функциями в государственных органах сроком на 3 года. В соответствии со статьёй 48 УК РФ Юрий Буданов был лишён государственной награды — ордена Мужества и воинского звания «полковник».

Буданов отбывал наказание в 11-м отряде исправительного учреждения ЮИ 78/3 в г. Димитровград Ульяновской области.

В мае 2004 года Юрий Буданов подал прошение о помиловании. 15 сентября 2004 года комиссия по помилованию удовлетворила его ходатайство. Губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов подписал ходатайство о помиловании. Решение комиссии вызвало протесты ряда политиков, правозащитников и журналистов. 21 сентября 2004 года в Грозном прошёл митинг, на котором был выражен протест против помилования. Рамзан Кадыров заявил: «если это помилование Буданова произойдёт, мы найдём возможность воздать ему по заслугам».[4][5] 21 сентября 2004 года Буданов отозвал свою просьбу о помиловании.

В ноябре 2006 года Буданов подал в суд Ульяновской области ходатайство об условно-досрочном освобождении, в просьбе было отказано.[6]

24 декабря 2008 года суд удовлетворил прошение Юрия Буданова об УДО. 15 января 2009 года Буданов вышел на свободу.[7]

Убит Править

10 июня 2011 года убит[8].

Ссылки Править

Примечания Править