Файл:Papal.bull.JPG

Булла папы Урбана VIII, 1637

Бу́лла (от лат. bulla — «печать», букв. — «пузырёк») — основной средневековый папский документ со свинцовой (при особых случаях — золотой) печатью, после XV века издавался реже.

История[править | править код]

Буллой в средние века называли металлическую печать, затем капсулу, в которую заключалась печать, скреплявшая государственный акт; также название самого акта (императорского или папского). В позднейшие века буллой стали называть только важные указы и торжественные послания пап.

Папская булла[править | править код]

Как и энциклика, называется по первым двум словам латинского текста, продублированным в заголовке. На печати, прикреплявшейся к булле красной и жёлтой шёлковой нитью, ставилaсь латинская монограмма «SPSP» в честь святых Петра и Павла с именем Папы на обороте. С конца XVIII в. печать была заменена соответствующей красной печатью непосредственно на документе, хотя например булла Иоанна XXIII при созвании Второго Ватиканского собора была традиционной свинцовой. В современной булле, которая скрепляется металлической печатью лишь при особых оказиях, после имени Папы стоит традиционная надпись «episcopus, servus servorum Dei» («епископ, слуга слуг Божьих»). Буллы подписываются членом Римской Курии, обычно государственным секретарём Ватикана, но в особых буллах стоят личные подписи Пап.

Основные буллы[править | править код]

cs:Papežská bula da:Bulle de:Päpstliche Bulle en:Papal bull es:Bula fr:Bulle pontificale he:בולה it:Bolla pontificia no:Pavelig bulle pl:Bulla pt:Bula sl:Papeška bula uk:Папська булла