ФЭНДОМ

Василий Михайлович Ванюшев
Василий Ванюшев, 2014
Василий Михайлович Ванюшев выступает на открытии XVIII съезда Союза писателей Удмуртии в Ижевске, 2014 г.
Дата рождения:

10.02.1936

Место рождения:

с. Нижняя Кусо-Какся, Кизнерский район, Удмуртская АССР

Род деятельности:

поэт

Годы творчества:

с 1972 года

Язык произведений:

удмуртский

Дебют:

«Нити времён» (1972)

Премии:

Премия правительства Удмуртской Республики (2014)

Награды:

Orden of Friendship

Василий Михайлович Ванюшев (10 февраля 1936, с. Нижняя Кусо-Какся, Кизнерский район Удмуртская АССР) — советский и российский удмуртский поэт и филолог. Член Союза писателей России, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики. Доктор филологических наук. Выпустил более 20 книг. Участвовал в создании оратории «Удмуртские любовные игры» (муз. Е. Копысовой, Ижевск, 2001), документальных фильмов «Мултанское дело» (реж. Л. Вахитов, Ижевск, 1996) и «Дети с небес» (реж. Н. Юхневич, Вильнюс, 2006).

С 1973 года работает в Удмуртском институте истории, языка и литературы.

Первая книга писателя Ванюшева — «Нити времён» (1972) составлена из лирико-публицистических очерков. Творческие поиски поэта Ванюшева связаны с выявлением глубинных корней национальной памяти (сб-ки «Выжыосы» — «Родные корни», 1976; «Шунды но гудыри» — «Солнце и гроза»,1980; «Шунды-Мумы» — «Солнце-Матушка», 1990; «Аръёсын ваче син» — «Лицом к лицу с годами», 1995; «Дорвыжы» — вольный перевод эпоса М. Худякова «Из народной поэзии вотяков: песни, сказания…»). Для детей выпустил книгу стихов «Вить чиньы — одӥг кикур» — «Дружных пальцев пятерня» (1983), «Меми гожтэт=Мамино письмо» (2006), составил антологию рассказов и сказок удм. писателей «Дедушкин родник» (М., 1981).

Научный редактор двухтомной «Истории удмуртской советской литературы» (1987-88), собрания сочинений в 6 т. Г. Е. Верещагина (с 1995). Исследователь творческого наследия Григория Егоровича Верещагина — писателя, просветителя, этнографа, священнослужителя. Василий Михайлович также способствовал изданию антологии удмуртской литературы на чувашском языке.

Произведения Василия Ванюшева переведены на марийский, татарский, чувашский и другие языки.

Библиография Править

КнигиПравить

  • Нити времён: Очерки о родном крае. — Ижевск, 1973. — 89 с.
  • Расцвет и сближение: О типологии соотношения нац. и ннтернац. в удм. и др. младописьм. лит. — Ижевск, 1980. — 252 с.
  • «Дор» - значит «Родина» //Дедушкин родник: Рассказы и сказки удм. писателей для детей. — М., 1981. — С. 3 — 10.
  • Своеобразие выражения национального начала в творчестве Г. Д. Красильникова // Г. Д. Красильников — писатель и человек. — Ижевск, 1982. — С. 157 — 168.
  • Солнечный каравай: Стихи / Пер с удм. — М., 1983. — 31с.
  • Солнечный каравай: Стихи / Пер. с удм. А. Кондратьева. — М., 1983. — 31 с.
  • Колосок, задевший небо: Стихи / Пер. с удм. — Устинов, 1985.-56 с.
  • Вершины корнями сильны.- Ижевск, 1987. — 264 с.
  • История удмуртской советской литературы В 2 т./Рук. авторского коллектива В. М. Ванюшев. ИМЛИ им. А. М. Горького АН СССР, НИИ при СМ УАССР. — Устинов, 1987.—Т. 1.—252 с.; Ижевск, 1988.—Т. 2.—332 с.
  • Шунды-Мумы (Солнце-Матушка). — Ижевск, 1990. — 144с.
  • Салам, Шупашкар!: Калавсем, савасем / Пер. с удм. — Чебоксары, 1993. — 95 с.
  • Творческое наследие Г.Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. — Ижевск, 1995 — 296 с.
  • Григорий Верещагин и Кузебай Герд // Как молния в ночи. Ижевск, 1998. — С. 391-397.
  • Поэтическая дилогия Г.Е. Верещагина: Учеб. пособие. — Ижевск, 2002. — 210 с.
  • Меми гожтэт = Мамино письмо: Поэма. — Ижевск: Лит.фонд РФ, 2005. — 88с.
  • Удмуртская литература (обзор), Н.С. Байтеряков, Г.Е. Верещагин, Кузебай Герд, Кедра Митрей, Г.Д. Красильников // Литература народов Росии. ХХ век. — М.: Наука, 2005.
  • Удмурт Выжы книга = «Как будто Книга бытия...»: Поэма. — Ижевск, 2006. — 71с.

Книги на удмуртском языке Править

  • Выжыосы: Кылбуръёс но балладаос. — Ижевск, 1976.- 64 с.
  • Шунды но гудыри: Кылбуръёс. — Ижевск, 1980. — 108 с.
  • Вить чиньы - одйг кикур: Нылпиослы кылбуръёс. — Ижевск, 1982: — 40 с.

Образование Править

Ссылки Править