ФЭНДОМ

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (3 [15] мая 1848, Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — российский и советский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

Биография Править

Родился 3 (15) мая 1848 года в Лопьяле Вятской губернии в семье православного священника.

Учился в Вятском духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1875). Получал серебряные медали ИАХ: две малые (1869) и большую (1870).[1]

В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.

По окончании Вятской духовной семинарии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.

Член Абрамцевского художественного кружка.

В 1893 году стал действительным членом Академии художеств.

После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом[2], участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби»[3].

В 1912 году ему было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Умер 23 июля 1926 года в Москве. Похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище[4].

Семья Править

Супруга — Александра Владимировна Рязанцева, происхождением из купеческой семьи. В браке родилось пятеро детей[5]. Внук — Андрей Владимирович Васнецов.

Творчество Править

В его творчестве ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое:

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве[6][7] и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне[8]). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии[9].

Сотрудничал с М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и другими.

После Октябрьской революции продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и «Кощей Бессмертный».

Проекты и постройки Править

Создание марок Править

В 1914 году его рисунок был использован для марки добровольного сбора жертвам Первой мировой войны, выпущенной Московским городским общественным управлением[11].

Память Править

Музеи Править

Памятники Править

В филателии Править

Васнецов и его произведения представлены на почтовых марках СССР и России. В Советском Союзе выходили следующие почтовые марки:

  • Государственная Третьяковская галерея (основана в 1856, главный фасад выполнен в 1906 по рисунку В. Васнецова) — 1950, художник С. Поманский (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1503)[19].
  • Серия «25-летие со дня смерти художника В. М. Васнецова (1848—1926)» — 1951, художник И. Дубасов[20]:
  • В. М. Васнецов (1848—1926). Витязь на распутье (1882) — 1968, художники Г. Комлев и А. Рязанцев.
  • В России по случаю 150-летия со дня рождения художника в 1998 году издавалась сцепка из двух почтовых марок и купона, на которых были запечатлены картины В. М. Васнецова «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889). Картины «Битва славян с кочевниками», «Автопортрет» и «Иван-Царевич на Сером Волке».

Разное Править

Примечания Править

  1. Справочник Императорской Академии художеств, 1915, с. 34
  2. Чёрная сотня. Историческая энциклопедия 1900—1917. — М., 2008. — С. 87—88.
  3. Удальцова М. Я всегда только Русью и жил…; на сайте Православие и мир.
  4. Шаблон:Cw
  5. Виктор Васнецов и Александра Рязанцева. Радио ВЕРА. Программы. Семейные истории с Туттой Ларсен.
  6. Шаблон:Cw
  7. Настенная живопись, выполненная В. М. Васнецовым для Владимирского собора в Киеве (Набор антикварных открыток)
  8. Шаблон:Cw
  9. Александра Невского храм-памятник (собор в г. София) / Бусева-Давыдова И.Л. // А  — Анкетирование. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. — С. 446. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X. </li>
  10. Шаблон:Cw </li>
  11. Турчинский Ю. «Терра инкогнита» или Беседы о непочтовых марках // Филателия. — 1994. — № 7. — С. 25—26. </li>
  12. Дом-музей В. М. Васнецова // Официальная страница </li>
  13. Дом-музей В. М. Васнецова // Museum.ru </li>
  14. Дом-музей Васнецова в обсуждении на форуме // Mith.ru </li>
  15. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых // Официальный сайт </li>
  16. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых // Museum.ru </li>
  17. Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» // Официальная страница </li>
  18. Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» // Museum.ru </li>
  19. Шаблон:Cw </li>
  20. Шаблон:Cw </li></ol>

Литература Править

Ссылки Править

Передвижники