Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (3 [15] мая 1848, Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — российский и советский художник[[Категория:Художники России XIX века]][[Категория:Художники России XX века]][[Категория:Художники марок]]-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

Биография[править | править код]

Родился 3 (15) мая 1848 года в Лопьяле Вятской губернии в семье православного священника.

Учился в Вятском духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1875). Получал серебряные медали ИАХ: две малые (1869) и большую (1870).[1]

В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.

По окончании Вятской духовной семинарии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.

Член Абрамцевского художественного кружка.

В 1893 году стал действительным членом Академии художеств.

После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом[2], участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби»[3].

В 1912 году ему было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Умер 23 июля 1926 года в Москве. Похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище[4].

Семья[править | править код]

Супруга — Александра Владимировна Рязанцева, происхождением из купеческой семьи. В браке родилось пятеро детей[5]. Внук — Андрей Владимирович Васнецов.

Творчество[править | править код]

В его творчестве ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое:

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве[6][7] и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне[8]). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии[9].

Сотрудничал с М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и другими.

После Октябрьской революции продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и «Кощей Бессмертный».

Проекты и постройки[править | править код]

Создание марок[править | править код]

В 1914 году его рисунок был использован для марки добровольного сбора жертвам Первой мировой войны, выпущенной Московским городским общественным управлением[11].

Память[править | править код]

Музеи[править | править код]

Памятники[править | править код]

В филателии[править | править код]

Васнецов и его произведения представлены на почтовых марках СССР и России. В Советском Союзе выходили следующие почтовые марки:

  • Государственная Третьяковская галерея (основана в 1856, главный фасад выполнен в 1906 по рисунку В. Васнецова) — 1950, художник С. Поманский (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1503)[19].
  • Серия «25-летие со дня смерти художника В. М. Васнецова (1848—1926)» — 1951, художник И. Дубасов[20]:
  • В. М. Васнецов (1848—1926). Витязь на распутье (1882) — 1968, художники Г. Комлев и А. Рязанцев.
  • В России по случаю 150-летия со дня рождения художника в 1998 году издавалась сцепка из двух почтовых марок и купона, на которых были запечатлены картины В. М. Васнецова «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889). Картины «Битва славян с кочевниками», «Автопортрет» и «Иван-Царевич на Сером Волке».

Разное[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Справочник Императорской Академии художеств, 1915, с. 34
  2. Чёрная сотня. Историческая энциклопедия 1900—1917. — М., 2008. — С. 87—88.
  3. Удальцова М. Я всегда только Русью и жил…; на сайте Православие и мир.
  4. Шаблон:Cw
  5. Виктор Васнецов и Александра Рязанцева. Радио ВЕРА. Программы. Семейные истории с Туттой Ларсен.
  6. Шаблон:Cw
  7. Настенная живопись, выполненная В. М. Васнецовым для Владимирского собора в Киеве (Набор антикварных открыток)
  8. Шаблон:Cw
  9. Александра Невского храм-памятник (собор в г. София) / Бусева-Давыдова И.Л. // А  — Анкетирование. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. — С. 446. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  10. Шаблон:Cw
  11. Турчинский Ю. «Терра инкогнита» или Беседы о непочтовых марках // Филателия. — 1994. — № 7. — С. 25—26.
  12. Дом-музей В. М. Васнецова // Официальная страница
  13. Дом-музей В. М. Васнецова // Museum.ru
  14. Дом-музей Васнецова в обсуждении на форуме // Mith.ru
  15. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых // Официальный сайт
  16. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых // Museum.ru
  17. Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» // Официальная страница
  18. Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» // Museum.ru
  19. Шаблон:Cw
  20. Шаблон:Cw

Литература[править | править код]

  • Моргунов Н. С. Виктор Васнецов / Худ. С. Кованько. — М.; Л.: Искусство, 1940. — 108, [10] с. — (Сокровища мирового искусства). — 5000 экз. (см. ISBN )

  • Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1961 (1962). — 460 с. — (Русские художники). — 10 000 экз. (см. ISBN )

  • Пастон Э. В. Виктор Васнецов. — М.: Белый город, 2001. — ISBN 5-7793-0266-9.
  • Рерих Н. К. Виктор Михайлович Васнецов // Художники жизни / Н. К. Рерих. — М.: Международный Центр Рерихов, 1993. — 88 с.
  • Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. — М.: Арт-Родник, 2004. — 72 с. — ISBN 5-9561-0021-4.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 34. — 454 с. (см. ISBN )

Ссылки[править | править код]

Передвижники