Файл:Moldowa.png

Гагаузия обозначена сиреневым цветом

Гагау́зия или Гагауз-Ери (гаг. Gagauz Yeri — Гагаузская Земля) — автономное территориальное образование на юге Молдавии. Создано из населённых пунктов, в которых более 50 % жителей составляли гагаузы, а также из тех, где большинство жителей по результатам референдумов добровольно соглашалось войти в автономию.

Население[править | править код]

Численность населения автономии составляет 155,7 тыс. чел. (2006) [1], Основу населения составляют гагаузы — 82,0% (133,5 тыс. чел). На территории автономии проживают также: молдаване — 7,8%, болгары — 4,8%, русские — 2,4%, украинцы — 2,3%.

Устройство автономии[править | править код]

Файл:Flag gagauz.gif

Флаг Гагаузии

Файл:Gerb gagauz.gif

Герб Гагаузии

Нормативные акты, определяющие основы устройства Гагаузии: Конституция Республики Молдова, Закон об особом правовом статусе Гагаузии, Уложение Гагаузии.

Высшее должностное лицо — Глава (Башкан) Гагаузии. Избирается сроком на 4 года. Является членом Правительства Республики Молдова.

Высший представительный орган — Народное Собрание Гагаузии (Халк Топлусчу), состоит из 35 депутатов, избираемых сроком на четыре года.

Высший орган исполнительной власти — Исполнительный комитет Гагаузии (Баканнык Комитети).

Высший судебный орган — Трибунал Гагаузии.

В состав Гагаузии входит 32 населённых пункта:

Административный центр Гагаузии — муниципий Комрат.

В Гагаузии три официальных языка: молдавский, гагаузский и русский. (Переписка с органами власти, предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными за пределами Гагаузии, осуществляется на молдавском и русском языках).

У Гагаузии есть собственная символика — флаг и герб (приняты 31 октября 1995 года).

Политические партии и общественные организации[править | править код]

Народный фронт спасения Гагаузии — выступают за полную независимость Гагаузии. Большинство политических объединений добивается получения более широкой автономии.

История[править | править код]

В 90-х годах на фоне войны в Приднестровье проблемы Гагаузии решались сравнительно мирно.

В 1994 г. парламент Молдовы принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери), наделивший регион с компактным проживанием гагаузов правами автономии.

В последние годы значительную помощь Гагаузии оказывает Турция. За счёт средств, поступивших из Турции, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения качественной водой жителей населенных пунктов всего юга Молдавии. Также был открыт молдо-турецкий лицей в Чадыр-Лунге,[2] выпускники которого, в дальнейшем, имеют возможность продолжать учёбу в лучших турецких университетах.

См. также[править | править код]

Источники[править | править код]

Литература[править | править код]

Внешние ссылки[править | править код]

Шаблон:Районы Молдавии Шаблон:СНГ2

bg:Гагаузия ca:Gagaúsia cs:Gagauzsko de:Gagausien el:Γκαγκαουζία en:Gagauzia es:Gagauzia et:Gagauusia fi:Gagauzia fr:Gagaouzie he:גגאוזיה hsb:Gagauska id:Gagauzia it:Gagauzia ja:ガガウズ共和国 kk:Гәгәузия ko:가가우지아 lt:Gagaūzija mo:Гэгэузия nl:Gagaoezië oc:Gagauzia pl:Gagauzja pt:Gagaúzia ro:Unitatea Teritorială Autonomă Găgăuzia sq:U.T.A. Gagauzia sr:Гагаузија sv:Gagauzien tr:Gagauzya