Закавказье — часть Кавказа, лежащая к югу от Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа. К Закавказью относятся большая часть южного склона Большого Кавказа, Колхидская низменность и Куринская впадина, Малый Кавказ, Джавахетско-Армянское нагорье, Талышские горы с Ленкоранской низменностью. В пределах Закавказья расположены основные части Грузии, Азербайджана и Армении.

История[править | править код]

Закавказье, как и весь Кавказ, — важный геополитический регион, с глубокой древности представлявший связующее звено между странами Востока и Запада и находившийся на перекрёстке торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, миграционных волн, армий завоевателей, стремившихся овладеть древними и средневековыми государствами Закавказья. Широки были торговые и культурные связи этих государств между собой и с сопредельными странами Европы и Востока — Ираном, Индией, Китаем и др.

Здесь в IX—VI веках до н. э. находилось одно из древнейших государств мира — Урарту, охватывавшее в период своего могущества всё Армянское нагорье, а ближе к нашей эре — Колхидское царство, Кавказская Албания. От древних цивилизаций остались шедевры архитектуры, выдающиеся литературные памятники.

Наличие плодородных земель, водных ресурсов и мягкого климата способствовало созданию развитого сельского хозяйства — орошаемого земледелия, пастбищного животноводства. Торговля приводила к развитию ремёсел, строительству городов, развитию транспорта.

С другой стороны, богатые земли постоянно привлекали внимание сильных и воинственных соседей — вначале это была Римская империя, затем — Византия, арабы. В XIIIXV веках — татаро-монголы и Тамерлан. Затем Закавказье стало объектом соперничества между Персией (Ираном) и Османской империей (Турцией). Средневековье было временем бесконечных войн, геноцида, работорговли, феодальных распрей и опустошительных походов чужеземных завоевателей. Особенно жестоко южные соседи обходились с христианами — грузинами и армянами. Несколько легче было народам, принявшим ислам. Дальнейшее развитие событий могло привести к фактически полному физическому истреблению христианских народов Закавказья. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX века способствовало выживанию закавказских народов, приобщению их к ценностям европейской цивилизации.

Закавказье в составе СССР[править | править код]

В течение двух последних столетий исторические судьбы закавказских народов были тесно связаны с Российской империей, а затем — СССР. Советский период истории Закавказья ознаменовался значительным подъёмом промышленности в регионе, укреплением хозяйственных связей внутри СССР, выравниванием уровня социально-экономического развития закавказских республик, повышением образовательного уровня населения, созданием многочисленной национальной интеллигенции.

На общесоюзном уровне использовались те экономические преимущества, которыми располагает Закавказье — высокий гидроэнергетический потенциал, наличие месторождений железной и полиметаллических руд, нефти, возможности для развития курортно-санаторного хозяйства, плодоводства и виноградарства, виноделия, чаеводства, пастбищного животноводства.

В то же время уровень развития производительных сил оставался недостаточным для полного использования людских ресурсов, особенно в сельской местности, что приводило к оттоку населения в города и за пределы Закавказья; значительную долю местной экономики составляла экономика теневая, что приводило к крайне высокому уровню коррупции местной советской, партийной и хозяйственной номенклатуры, правоохранительных и судебных органов; культивировалась система кланов, распределявших между собой посты в советской и хозяйственной иерархии; существовало значительное имущественное расслоение среди населения.

События конца 1980-х — начала 1990-х годов также продемонстрировали провал национальной политики КПСС, направленной на нивелирование уровня социально-экономического развития советских наций и формирование новой общности — советского народа. Либерализация политической жизни и развитие гласности привели к резкому подъёму национализма, к которому руководство республик оказалось не готовым. Началась цепная реакция: возникновение националистических организаций и партий, Народных фронтов — выдвижение политических требований, включая требования независимости — попытки умиротворения, аресты, судебные процессы над националистическими лидерами — демонстрации протеста — применение вооружённого насилия со стороны властей для разгона демонстраций (Тбилиси)— ввод войск с целью остановить волну национально-освободительного движения (Баку) — предъявление требований на осуществление декларируемого в конституциях права на самоопределение — многотысячные потоки беженцев и перемещённых лиц (АрменияНКАОАзербайджан) — национальные погромы, грабежи, убийства (Сумгаит, Баку, Нагорный Карабах, Армения) — применение вооружённых сил для подавления погромов — многочисленные жертвы среди мирного населения — ликвидация национальных автономий (Абхазия, Южная Осетия, НКАО) — предъявление местными парламентами претензий к центральному руководству и обвинений в бездействии и/или поддержке одной из сторон в конфликте — принятие решений о выходе из состава СССР.

Закавказье после распада СССР[править | править код]

Файл:Закавказье.png

Закавказье: Грузия, Армения и Азербайджан

События в Закавказье сыграли немаловажную роль в развале Советского Союза. К этому моменту власть в закавказских республиках уже находилась в руках радикальных националистических лидеров, а с обретением независимости они получили доступ и к запасам оружия на складах и военных базах Закавказского военного округа. Части советских вооружённых сил, дислоцированные здесь, в основном состояли из местного населения. Для управления сложной боевой техникой (авиация, ПВО, танки) срочно набирались наёмники, в том числе из России и Украины. Всё было готово для региональных конфликтов. 19921993 годы были ознаменованы кровопролитными конфликтами между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом, Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией.

В настоящее время при посредничестве России и международных организаций в Закавказье достигнуто хрупкое равновесие сил, однако о полном урегулировании пока говорить не приходится.

Азербайджан — единственное государство Закавказья, сумевшее обеспечить более или менее приемлемый уровень жизни для своего населения за счёт пока ещё не полностью выработанных и вновь открытых нефтегазовых месторождений.[источник?] Существенная часть валютных доходов поступает в республику от многочисленных граждан Азербайджана, занимающихся экономической деятельностью в России. Построен Основной экспортный трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, который обеспечит Азербайджану альтернативный выход на мировые рынки сбыта углеводородов. Однако Азербайджан не контролирует часть своей территории — Нагорный Карабах (бывшая НКАО), а также полностью либо частично семь прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»); усугубляет социально-экономическую ситуацию наличие нескольких сот тысяч беженцев, изгнанных с мест постоянного проживания в Армении и внутренних переселенцев из оккупированного Карабаха и прилегающих к нему районов республики.

Армения полностью блокирована и не имеет собственных транспортных выходов на внешний мир.[источник?] Железная дорога через Грузию перекрыта на грузино-абхазской границе. Экономика республики в упадке. Страна уже второй десяток лет находится в состоянии войны.

Грузии приходится решать целый клубок взаимосвязанных проблем — экономика разрушена, курортное черноморское побережье недоступно, во внутренней Грузии социальную напряжённость усиливает присутствие нескольких сот тысяч беженцев из Абхазии, мир в самой Абхазии и Южной Осетии поддерживают российские миротворцы. Грузинское руководство обвиняет Россию в том, что она негласно поддерживает сепаратистские устремления непризнанных государственных образований на её территории.

Российские военные объекты в Закавказье[править | править код]

См. также[править | править код]

Question book-4.svg
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

К:Наука:Статьи без источников (страна: )

ca:Transcaucàsia de:Transkaukasien en:South Caucasus eo:Suda Kaŭkazio es:Transcaucasia et:Taga-Kaukaasia fr:Transcaucasie ka:სამხრეთი კავკასია pl:Kaukaz Południowy pt:Transcaucásia sv:Transkaukasus zh:外高加索