Наука
Advertisement

Карл Теодор Ясперс (нем. Karl Theodor Jaspers, 23 февраля 1883, Ольденбург26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.

Ясперс началал свою академическую карьеру в качестве психолога, его профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале 20-ых годов XX века. В дальнейшем работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики. В философию истории Ясперс ввел понятие осевое время. Основанием философии Ясперса выступило специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причем акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.

Ясперс стал известен не только благодаря своим теоретическим трудам, но и в связи со своей политической деятельностью после падения нацистской Германии.

Сегодня на Западе Ясперс является практически забытым мыслителем. Он не основал никакого конкретного философского направления, не имел учеников, а за пределами Германии его работы не стали предметом обширных дискуссий. Отчасти такая ситуация обусловлена тем, что такие философы как Мартин Хайдеггер, Теодор Адорно и Георг Лукач, часто пренебрежительно отзывались о работах Ясперса.

Биография

Ясперс родился в Ольденбурге в 1883. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом. Он с ранних лет интересовался философией, однако, опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние не его решение об изучении права в университете. Вскоре после поступления Ясперсу стало очевидно, что право ему не нравится, и в 1902 году он меняет специализацию, занявшись изучением медицины.

После окончания в 1909 году медицинского факультета, он начинает работу в психиатрической лучебнице Гейдельберга, где несколько лето до этого практиковал Эмиль Крапелин (Emil Kraepelin). Ясперс не удовлетворен существующими подходами к изучению психических заболеваний и ставит себе задачу по улучшению психиатрического подхода. В 1913 году Ясперс получает временную должность преподавателя психологии в Гейдельбергском университете. Позже должность становится постоянной и он никогда не возвращается к практике в клинике.

В Гейдельберге Ясперс общается с Максом Вебером и его группой, куда входят Эрнст Блох, Эмиль Ласк, Георг Зиммель и Георг Лукач. Под влиянием Вебера складываются его политические взгляды - это либерализм, вера в национальное государство и демократию, управляемую элитами. На развитие Ясперса как философа оказывают влияние критика неокантианской методологии, под знаком которой проходили дискуссии Вебера и Лукача. В это время звезда Канта начинает закатываться на германском философском небосклоне, начинает развиваться феноменология и философия жизни. Одним из главных мотивов теоретической деятельности Ясперса становится желание освободить философию Канта от неокантианских формализмов Риккерта и Виндельбанда. С точки зрения Ясперса, мысль Канта должна быть реконструирована не как формальная доктрина, описывающая абстрактного субъекта познания, но как анализ метафизических переживаний, спонтанно порождаемых решений и внутренней жизни субъекта.

Еще большее влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, однако теоретические разногласия между философами были актуализированы их политическим разрывом, связанным с симпатиями Хайдеггера к нацистам. Ясперс чувствовал личную обиду, поскольку он был женат на еврейке. Как бы то ни было, именно Хайдеггер и Ясперс вошли в историю философии как родоначальники экзистенциализма в Германии, хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к этому течению, а Ясперс после 1933 года утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдеггером.

В 1937 году Ясперс был лишен звания профессора и фактически постоянно находился под угрозой ареста вплоть до окончания Второй мировой войны и падения нацизма. В 1945 году он оказался среди немецких интеллектуалов, которые не были замечены в связях с нацистами, и начал играть большую роль в жизни общества.

Ясперс умер в Базеле в 1969 году.Предполагаемое время возрождения - 2011 год

Ранние философские работы

Первая работа Ясперса, в которой затрагиваются философские вопросы, - это "Психология мировоззрения" (1919). Она была посвящена типологии психологических установок, которые подобно веберовской модели идеальных типов в социологии, были призваны стать методологическим основанием психологии. Философский аргумент, на который опирается Ясперс в этой работе, состоит в том, что главным фактором, задающим психологическую жизнь человека, выступает субъектно-объектная оппозиция. Мировоззрение возникает в рамках этой антиномии, в нем выражается отношение между внутренними переживаниями человека и объективными феноменами. Формирование мировоззрения не является нейтральным процессом, они содержат в себе элементы паталогии, а именно защитные реакции, стратегии подавления и вытеснения. При этом мировоззрение концентрируется вокруг ложных очевидностей или идеальных форм рациональности, в которых человеческий разум ищет спасения от пугающего разнообразия возможностей человеческого существования. Мировоззрение, таким образом, часто принимает форму "упаковки", в которой экзистенция закрепляет себя в борьбе против опыта, который нарушает ее защитные ограничения. Задача психологического исследования состоит, с точки зрения Ясперса, состоит в том, чтобы вывести человеческую экзистенцию за пределы ограничительных антиномий, которыми она окружает себя.

Главная публикация раннего периода творчества Ясперса - это трехтомная книга "Философия" (1932). В этой работе он возвращается к гегельянской методологии, рассматривая формирование человеческого сознания сквозь призму "Феноменологии духа".

Философия и религия

Поздние работы

Сочинения

Ссылки

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.
Advertisement