Файл:Charles VIII de france.jpg

Карл VIII

Шаблон:ДинастияВалуа1

Карл VIII фр. Charles VIII, по прозвищу Любезный фр. l’Affable (30 июня 14707 апреля 1498) — король Франции с 1483, из династии Валуа. Наследовал своему отцу, Людовику XI, в возрасте тринадцати лет.

Присоединение Бретани[править | править код]

В первые годы его царствования государством правила его старшая сестра, Анна де Божё. Герцог Орлеанский, желавший присвоить себе власть, заключил союз с герцогом Бретонским и другими принцами и начал войну (получившую название Безумной войны). Латремуйль разбил их войско при Сент-Обене (1486) и взял в плен герцога Орлеанского. Герцог Бретонский должен был заплатить военные издержки, уступить несколько пограничных крепостей и дать обещание не выдавать свою дочь замуж без согласия короля Франции. Через несколько месяцев он умер, и ему наследовала его дочь — двенадцатилетняя Анна Бретонская. Короли английский и испанский и император германский заключили союз с целью помешать Карлу завладеть Бретанью. Анна предложила свою руку Максимилиану I, и он обвенчался с ней заочно. Но Анна Божё созвала собрание богословов и юристов; они объявили этот брак недействительным, и Карл явился претендентом на руку герцогини Бретонской. Анна Божё сумела привлечь на свою сторону бретонское дворянство и герцога Орлеанского: Латремуйль явился в Бретань с армией, и герцогиня Анна вынуждена была согласиться на этот брак. 15 ноября 1491 г. под видом брачного контракта совершилось присоединение Бретани к Франции. Союзников, начавших по этому поводу войну, удалось легко успокоить: Генриха VII — деньгами, Максимилиана — возвращением Артуа, Франш-Конте и Шароле, приданого бывшей невесты Карла, Маргариты Австрийской, а короля испанского — уступкой Руссильона.

Итальянские войны[править | править код]

Затем Карл отправился в Италию завоевывать Неаполитанское королевство, на которое имел некоторые права. В августе 1494 г. Карл перешёл Альпы с многочисленной армией и дошёл до Неаполя, не обменявшись ни одним ударом копья, так как жители, угнетаемые своими правителями, везде встречали его с восторгом. Он короновался, принял титул короля Неаполитанского, Иерусалимского и императора Востока и затем в течение двух месяцев праздновал свою победу. В это время составилась новая коалиция против Франции: Папа Александр VI, Венеция, бывший союзник Карла, Людовик Сфорца, должны были задержать французов в долине По, а Максимилиан Австрийский, Генрих Английский и Фердинанд Католик — начать нападение на Францию. Карл назначил герцога Монпансье вице-королем Неаполя, быстро прошёл Италию, разбил армию союзников при Фернуово 6 июля 1495 г. и вернулся во Францию. Король Фердинанд при помощи испанцев снова овладел Неаполем; герцог Монпансье умер от чумы, и Д’Обиньи привёл во Францию остатки французских гарнизонов. Итальянский поход не принес, таким образом, никаких результатов.

7 апреля 1498 г. Карл умер в Амбуазе: входя в слишком низкую дверь и ударившись головой о косяк, он получил сотрясение мозга и скончался через несколько часов. Так как все трое сыновей Карла и Анны Бретонской умерли во младенчестве, а более близких родственников по мужской линии не было, то, согласно салическому закону, ему наследовал Людовик XII, герцог Орлеанский, правнук Карла V.

Литература[править | править код]

  • Ségur, «Histoire de Charles VIII» (П., 1835)
  • De Cherrier, «Histoire de Charles VIII» (1868, т. I)
  • Рélicier, «Essai sur le gouvernement de la dame de Beaujeu» (1882).

Предшественник:
Людовик XI
Король Франции
14831498
Преемник:
Людовик XII
Lys thick.svg  Просмотр этого шаблона  Короли и императоры Франции (987—1870) Lys thick.svg
Капетинги (987—1328)
987 996 1031 1060 1108 1137 1180 1223 1226
Гуго Капет Роберт II Генрих I Филипп I Людовик VI Людовик VII Филипп II Людовик VIII
1226 1270 1285 1314 1316 1316 1322 1328
Людовик IX Филипп III Филипп IV Людовик X Иоанн I Филипп V Карл IV
Валуа (1328—1589)
1328 1350 1364 1380 1422 1461 1483 1498
Филипп VI Иоанн II Карл V Карл VI Карл VII Людовик XI Карл VIII
1498 1515 1547 1559 1560 1574 1589
Людовик XII Франциск I Генрих II Франциск II Карл IX Генрих III
Бурбоны (1589—1792)
1589 1610 1643 1715 1774 1792
Генрих IV Людовик XIII Людовик XIV Людовик XV Людовик XVI
1792 1804 1814 1824 1830 1848 1852 1870
Наполеон I (Бонапарты) Людовик XVIII Карл X Луи-Филипп I (Орлеанский дом) Наполеон III (Бонапарты)

bg:Шарл VIII (Франция) br:Charlez VIII a Vro-C'hall bs:Karlo VIII, kralj Francuske ca:Carles VIII de França cs:Karel VIII. Francouzský cy:Siarl VIII o Ffrainc da:Karl 8. af Frankrig de:Karl VIII. (Frankreich) en:Charles VIII of France eo:Karlo la 8-a (Francio) es:Carlos VIII de Francia et:Charles VIII fi:Kaarle VIII (Ranska) fr:Charles VIII de France he:שארל השמיני מלך צרפת io:Karl 8ma di Francia it:Carlo VIII di Francia ja:シャルル8世 (フランス王) ka:შარლ VIII (საფრანგეთი) la:Carolus VIII (rex Franciae) nl:Karel VIII van Frankrijk no:Karl VIII av Frankrike pl:Karol VIII Walezjusz pt:Carlos VIII de França sk:Karol VIII. (Francúzsko) sv:Karl VIII av Frankrike uk:Карл VIII (король Франції) zh:查理八世 (法兰西)