Валерий Александрович Коваленко
Дата рождения:

Место рождения:

Старый Оскол, Курская область, РСФСР, СССР

Дата смерти:

Место смерти:

Страна:

Научная сфера:

философия

Место работы:

Физико-энергетический институт (1964—1981),
Воронежский инженерно-строительный институт (1981—1989),
Обнинский институт атомной энергетики (1989— )

Учёная степень:

доктор философских наук (1996)

Учёное звание:

профессор (1998)

Альма-матер:

Ленинградский технологический институт имени Ленсовета

Научный руководитель:

Э.В. Ильенков

Известные ученики:

Известен как:

специалист в области философии творчества, аксиологии

Сайт:

Подпись:

Логотип Викитеки [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Произведения]] в Викитеке

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Вале́рий Алекса́ндрович Ковале́нко (р. 5 декабря 1939, Старый Оскол, Курская область, РСФСР, СССР) — советский и российский философ. Доктор философских наук (1996), профессор (1998). Преподаватель кафедры философии и социальных наук Обнинского института атомной энергетики (с 1989). Специалист в области философии творчества, аксиологии. Исследователь творчества Фёдора Достоевского, Андрея Платонова, Андрея Тарковского.

Биография[править | править код]

Валерий Коваленко родился 5 декабря 1939 года в Старом Осколе. В 1957 году окончил Воронцовскую среднюю школу в селе Воронцове Сошихинского района Псковской области[1].

Во время учёбы в Ленинградском технологическом институте имени Ленсовета собирался получить второе образование, поступив либо на филологический, либо на исторический факультет МГУ. После окончания в 1964 году института по специальности «Инженер-химик» был направлен на работу по министерской путёвке в Физико-энергетический институт (ФЭИ) в Обнинске, где работал в течение 17 лет в должности инженера химика-технолога. Первые пять с половиной лет работал в цехе спецводоочистки, последующие одиннадцать с половиной лет — в химотделе. В химотделе в рамках экспорта Физико-энергетическим институтом технологий по всему СССР занимался разработкой различных узлов атомных электростанций, касающихся химической стороны их функционирования[2].

Стал самостоятельно изучать философию, выучив за три с половиной года наизусть две книги по философии: «Диалектический материализм» М. Н. Руткевича и «Философию естествознания» Л. Б. Баженова, К. Е. Морозова и М. С. Слуцкого. В течение двух лет окончил вечерний институт марксизма-ленинизма при Обнинском горкоме КПСС, где учился у Бориса Грязнова[2].

Он-то как раз мне и открыл, что философия — это то, ради чего стоит жить. И он же мне впервые сказал с полушутливой интонацией: «Да вы — прирождённый философ»[2].

В 1970—1974 годах заочно учился в аспирантуре Института философии АН СССР по специальности «Диалектический материализм». Защитив в 1975 году диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «К вопросу о взаимосвязи философии и естествознания (Немецкая классическая натурфилософия как конкретно-историческая форма этой взаимосвязи)», ещё шесть лет продолжал работать в ФЭИ, поскольку, не будучи членом КПСС, не мог найти в Обнинске преподавательскую работу по философии[2].

В 1981 году был приглашён философом Львом Науменко на преподавательскую работу в Воронежский инженерно-строительный институт и работал там до 1989 года. В 1989 году Виктор Канке, ставший за два года до этого заведующим кафедрой марксистско-ленинской философии Обнинского института атомной энергетики, пригласил Коваленко на свою кафедру[2]. В 1990 году Коваленко было присвоено учёное звание доцента.

В 1996 году защитил в Институте переподготовки и повышения квалификации при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук на тему «Проблема ценностей в творчестве». В 1998 году присвоено учёное звание профессора[2].

Основная сфера научных интересов — философия творчества, аксиология. Исследователь творчества Фёдора Достоевского, Андрея Платонова, Андрея Тарковского.

Семья[править | править код]

  • Родители:
    • Отец — Александр Георгиевич Коваленко, учитель истории[1].
    • Мать — Мария Петровна Коваленко, учительница русского языка и литературы.
  • Дочери:
    • Наталья Валерьевна[2].
    • Юлия Валерьевна.

Литературная деятельность[править | править код]

Стихи начал писать в 9 лет, прозу — в 12. Первая публикация состоялась в двадцатилетнем возрасте в многотиражной газете «Технолог» Ленинградского технологического института имени Ленсовета.

С девяти лет я начал писать стихи. Но вполне (или почти вполне) зрелые стихи у меня стали получаться лишь в 20 лет[3].

Публиковался в аспирантских сборниках того же института. После окончания в 1964 году института и переезда в Обнинск печатался в газетах Обнинска, Калуги и Москвы. Во время вынужденного переезда в Воронеж в 1981—1989 годах публиковался в газетах Воронежа, воронежском журнале «Подъем», коллективных сборниках Воронежского государственного университета. Первая поэтическая книга «Первая встреча» вышла в 2000 году. В 2000—2010 годах выходили отрывки из повести Коваленко «Годы минувшие»[1].

В 1997 году создал в Обнинске литературное объединение «Эолова арфа»[4].

Участие в творческих и общественных организациях[править | править код]

Библиография[править | править код]

Монографии[править | править код]

  • Коваленко В. А. Творчество как ценность. Философия природы. — М.: Наука, 2005. — 277 с. — ISBN 5-02-033818-4. (см. ISBN )

Учебные пособия[править | править код]

Статьи[править | править код]

  • Коваленко В. А. Русский космизм и А. Платонов // Русский космизм и ноосфера. — М.: 1989.
  • Коваленко В. А. Трудная дорога свободы: о романе «Чевенгур» // Философские науки. — 1990. — № 8.
  • Коваленко В. А. «Демиурги» и «трикстеры» в творческой вселенной Платонова // Андрей Платонов: проблемы интерпретации. Сб. трудов. — Воронеж: 1995.
  • Коваленко В. А. О символике счастья в творчестве Тарковского. Образы свободы у Ф. Достоевского и А. Платонова // Философские исследования. — 1999. — № 4. — С. 106—114.
  • Коваленко В. А. Творчество как ценность в мире А. Платонова // Вопросы философии. — 1999. — № 10.
  • Коваленко В. А. Утопия и антиутопия как факторы социально-исторического творчества (по материалам произведений Достоевского, Платонова и Тарковского) // Философские исследования. — 2000. — № 4 (29). — С. 91—98.
  • Коваленко В. А. Свобода как фактор «самотворения творца» (по материалам произведений Ф. М. Достоевского, А. П. Платонова и А. А. Тарковского) // Философские исследования. — 2001. — № 2 (31). — С. 94—101.
  • Коваленко В. А. Организация творческого мышления // Вопросы философии. — 2002. — № 8. — С. 78—87.

Поэтические книги[править | править код]

  • Коваленко Валерий. Первая встреча. — 2000. (см. ISBN )

Интервью[править | править код]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]