ФЭНДОМ

  • Страница 0 - энциклопедическая статья
  • Страница: 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 - разное
  • Искажения :

На эту статью установлено перенаправление со страницы «Короленко», см. также другие значения этого термина.
Владимир Галактионович Короленко
Vladimir Korolenko bw
Дата рождения:

27.7.1853 (15)

Место рождения:

город Житомир,
Волынская губерния^,
Российская империя^

Дата смерти:

25.12.1921

Место смерти:

Полтава,
Украинская ССР^

Гражданство:

Российская империяFlag of Russia Российская империя Украинская ССРFlag of Ukrainian SSR Украинская ССР

Род деятельности:

Прозаик^, журналист, публицист

Подпись:

Vladimir Korolenko Signature

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке.

Влади́мир Галактио́нович Короле́нко (15 (27 ^) июля 1853^, Житомир^25 декабря^ 1921^, Полтава^) — русский писатель^ украинско-польского происхождения, журналист^, публицист^, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так и в период Гражданской войнывойна в России ^ и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине^, и ссылкой в Сибирь^.

Почётный академик^ Императорской Академии наук^ по разряду изящной словесности (1900^1902^).

Детство и юность Править

Вп дом музей писателя Короленко в Житомире

Житомирский дом, в котором прошли детские и ранние юношеские годы В.Короленко, с 1972^ года — музей

Короленко родился в Житомире^ в семье уездного судьи. Дед писателя происходил из казацкого^ рода; его сестра Екатерина Короленко — бабушка академика Вернадского^. Отец писателя, суровый и замкнутый, но вместе с тем и неподкупный и справедливый, Галактион Афанасьевич Короленко (1810^1868^), имевший, на 1858^ г., чин коллежского асессора и служивший житомирским уездным судьёй[1], оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлен писателем в его знаменитом рассказе «В дурном обществе»«^». Мать писателя была полькой^, и польский язык^ Короленко знал с детства[2].

Короленко начал учиться в Житомирской гимназии, а после того как отец был переведён по службе в Ровно^, продолжил среднее образование в Ровенском реальном училище, окончив его уже после смерти отца. В 1871^ году поступил в Петербургский технологический институт^, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874^ году на стипендию в Петровскую земледельческую академию^ в Москве^.

Революционная деятельность и ссылка Править

KorolenkoInSlovo

Литературный дебют в журнале «Слово», 1879, № 7

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению^. В 1876^ году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт^ под надзор полиции.

В Кронштадте молодому человеку пришлось зарабатывать себе на жизнь собственным трудом. Он занимался репетиторством, был корректором в типографии, перепробовал ряд рабочих профессий.

По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877^ поступил в Горный институт^. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В июле 1879^ года в петербургском журнале «Слово»^ была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни „искателя“»^. Этот рассказ Короленко первоначально предназначал для журнала «Отечественные записки»^, однако первая проба пера оказалась неудачной — редактор журнала М. Е. Салтыков-Щедрин^ вернул молодому автору рукопись со словами: «Оно бы и ничего… да зелено… зелено очень». Но ещё весной 1879 года по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключён из института и выслан в Глазов^ Вятской губернии^.

3 июня^ 1879^ года вместе с братом Илларионом писатель в сопровождении жандармов был доставлен в этот уездный город. Писатель оставался в Глазове до октября, пока в результате двух жалоб Короленко на действия вятской администрации его наказание не было ужесточено. 25 октября^ 1879^ года Короленко был отправлен в Бисеровскую^ волость с назначением жительства в Березовских починках, где он пробыл до конца января 1880^ года. Оттуда за самовольную отлучку в село Афанасьевское^ писатель был выслан сначала в вятскую тюрьму, а затем в Вышневолоцкую^ пересыльную тюрьму.

С Вышнего Волочка^ отправлен в Сибирь, но возвращен с дороги. С сентября 1880^ года по август 1881^ года жил в Перми^ в качестве политического ссыльного, служил табельщиком и письмоводителем на железной дороге. Давал частные уроки пермским учащимся, в том числе дочери местного фотографа Марии Морицовне Гейнрих^, ставшей впоследствии женой Д. Н. Мамина-Сибиряка^. В марте 1881^ года Короленко отказался от индивидуальной присяги новому царю Александру ІІІ^ и 11 августа^ 1881^ года был выслан из Перми в Сибирь^[3].

Срок ссылки в Сибири отбывал в Якутии^ в Амгинской слободе^. Суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

Литературная карьера Править

Korolenko by Dmitriev restoration

В. Г. Короленко. Нижний Новгород, 1890-е годы.

В 1885^ году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде^. Нижегородское десятилетие (1885—1895) — период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нём заговорила читающая публика всей Российской империи.
В январе 1886^ года в Нижнем Новгороде Владимир Галактионович женился на Ивановской Евдокии Семёновне^ , которую давно знал и с которой проживёт всю оставшуюся жизнь.

В 1886^ году вышла его первая книга «Очерки и рассказы», в которую вошли сибирские новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова^ в Горбатовском уезде^ Нижегородской губернии^ . В произведении описывается тяжёлое положение кустарей-металлистов села, задавленных нищетой.

Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений — «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе»^ (1885) и «Слепой музыкант»^ (1886). В них Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведённом на Украине, обогащённые наблюдениями, философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжёлые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя, полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым^, Кавказ^). В 1893^ году писатель присутствует на Всемирной выставке^ в Чикаго^ (США). Результатом этой поездки стал философско-аллегорический рассказ «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

Русское Богатство, 1895

25 лет стоял Короленко у руля ведущего петербургского журнала «Русское богатство»^

В 1895—1900 годах Короленко живёт в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство»^. В этот период публикуются замечательные новеллы «Марусина заимка» (1899), «Мгновение» (1900).

В 1900^ году писатель поселился в Полтаве^, где и прожил до своей смерти.

В 1905^ году построил дачу на хуторе Хатки, и до 1919 года проводил здесь с семьёй каждое лето[4].

В последние годы жизни (1906—1921) Короленко работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника»^, которое должно было обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Произведение осталось незавершённым. Писатель умер, работая над его четвёртым томом. Скончался от воспаления легких.

Похоронен в Полтаве на Старом кладбище. В связи с закрытием этого некрополя 29 августа 1936 года могила В. Г. Короленко была перенесена на территорию Полтавского городского сада (теперь это Парк «Победа»).

Публицистика и общественная деятельность Править

Vladimir Korolenko

Владимир Короленко. Портрет И. Е. Репина^.

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности. Он разоблачал голод 1891—1892 годов^ (цикл эссе «В голодный год»), привлёк внимание к «Мултанскому делу»^, обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с украинскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия», 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года^Бытовое явление», 1910).

В своей литературной общественной деятельности обращал внимание на угнетённое положение евреев в России^, был их последовательным и активным защитником[5]. В 1911—1913 годах Короленко выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса»^, он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев^.

В 1900^ году Короленко наряду с Львом Толстым^, Антоном Чеховым^, Владимиром Соловьёвым^ , Петром Боборыкиным^ и Максимом Горьким^ был избран почётным академиком Петербургской академии наук^ по разряду изящной словесности, но в 1902^году сложил с себя звание академика в знак протеста против исключения из рядов академиков Максима Горького^.

Отношение к революции, мировой и гражданской войне Править

В 1917 году на вопрос, кому быть первым президентом Российской Республики, некоторые (например, А. В. Луначарский^) отвечали: Короленко[6][7]. После Октябрьской революции^ Короленко открыто осудил методы^, которыми большевики^ осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко — гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому^» (1920) и «Письмах из Полтавы» (1921).

Ленин^ писал Максиму Горькому^ в 1919 году:

«Интеллектуальные силы» народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов неправильно. За образец возьму Короленко: я недавно прочел его, писанную в августе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских»^, почти меньшевик^. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (д е л а м и, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч[8] в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной горки^) и гибели десятков тысяч…

Отношение Короленко к Первой мировой войне было сложным и неоднозначным[9].

Псевдонимы Править

Семья Править

Family of Korolenko

В. Г. Короленко в кругу своей семьи. Слева направо: Евдокия Семёновна^ — жена В. Г. Короленко, Владимир Галактионович и его дочери — Наталья и Софья.

Библиография Править

Издание произведений Править

  • Собрание сочинений в 6-ти переплетах. — СПб., 1907—1912.
  • Полное собрание сочинений в 9-ти томах. — Пг.: Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1914.
  • Собрание сочинений в 10-ти томах. — М., 1953—1956.
  • Собрание сочинений в 6-ти томах. — М., 1971.
  • История моего современника в 4-х томах. — Л., 1976.
  • Владимир Короленко. Дневник. Письма. 1917—1921. — М., Советский писатель, 2001. — ISBN 5-265-03471-4.
  • Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917—1921 гг. — М., 2002.

Экранизации произведений Править

Редакция "Русского богатства"

Редакция «Русского богатства»

Цитаты Править

  • «Человек создан для счастья, как птица для полёта. <…> Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» («Парадокс»).
  • «Насилие питается покорностью, как огонь соломой» («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды»).

Музеи Править

Summer house of V G Korolenko

Вид на дачу от входа в музей.
Посёлок Джанхот (Краснодарский край)

  • Дом-музей «Дача Короленко»^ находится в посёлке Джанхот^, километрах в 20 юго-восточнее Геленджика^. Основное здание было построено в 1902^ году по чертежам писателя, а хозяйственные помещения и здания достраивались на протяжении нескольких лет. В этой резиденции писатель жил в 1904^, 1908^, 1912^ и 1915^ годах.
  • В Нижнем Новгороде^ на базе школы № 14 работает музей, в котором собраны материалы по нижегородскому периоду жизни писателя.
  • Музей в городе Ровно^ на месте Ровенской Мужской гимназии.
  • На родине писателя, в городе Житомире^, в 1973 году открыт дом-музей писателя.
  • В Полтаве^ существует Музей-усадьба В. Г. Короленко — дом, в котором писатель прожил последние 18 лет жизни.
  • Ландшафтный заказник общегосударственного значения «Дача Короленко». Полтавская область, Шишакский район, село Малый Перевоз^ (бывший хутор Хатки). Здесь писатель отдыхал и работал летом с 1905 года.
  • Виртуальный музей В. Г. Короленко

Память Править

Korolenko by Vallotton

Феликс Валлотон^ . Портрет Короленко, 1896^.

  • В 1922^ году Харьковской государственной научной библиотеке присвоено имя Короленко[11].
  • В 1961^ году Государственному русскому драматическому театру Удмуртии в Ижевске^ присвоено имя В. Г. Короленко, выступившего в качестве защитника удмуртских^ крестьян в Мултанском деле^. О событиях дела поставлен спектакль «Русский друг».
  • В 1973^ году на родине писателя в Житомире установлен памятник (скульптор В. Винайкин, архитектор Н. Иванчук).
  • Имя Короленко присвоено Полтавскому педагогическому институту, Черниговской областной библиотеке, школам в Полтаве и Житомире, Глазовскому государственному педагогическому институту^.
  • Имя было присвоено пассажирскому теплоходу СССР.
  • В 1977^ году малая планета 3835 была названа Короленко.
  • В 1978^ году к 125-летию писателя установлен памятник возле дачи в селе Хатки Шишакского района Полтавской области.
  • В 1990^ году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.
  • Ряд улиц^ во многих городах бывшего СССР назван в честь Короленко. Также улица Короленко есть в Тель-Авиве^.

В филателии Править

Примечания Править

  1. Список гражданских чинов 8 класса. — СПб., 1858. — С. 1641.
  2. Короленко В. Г. История моего современника.
  3. Короленко Владимир Галактионович (рус.). Литературные путешествия по Перми.
  4. «Голос Украины» — газета Верховной Рады Украины
  5. Вальдман Б. Глава 4. Проза русских писателей и их отношение к еврейскому вопросу // Русско-еврейская журналистика (1860-1914): литература и литературная критика. — Рига: Центр изучения иудаики Латвийского университета, 2008. — С. 224. — 360 с. — ISBN 978-9984-39-456-5.
  6. Парадокс — Книжный магазин «галерея книги Нина»
  7. ср.: Негретов П. И. «В. Г. Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917—1921» — см. ниже
  8. На самом деле в Гражданской войне 1918—1920 годов погибло примерно 10,5 миллионов человек (Эрлихман В. В. Потери народонаселения в XX веке. Справочник — М.: Издательский дом «Русская панорама», 2004. ISBN 5-93165-107-1), а вовсе не «сотни тысяч», как предполагал в 1919 году Ленин.
  9. Негретов П. И. В. Г. Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917—1921. — М.: Книга, 1990. — 288 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-212-00315-6.
  10. Масанов И. Ф. Новые дополнения к алфавитному указателю псевдонимов. Алфавитный указатель авторов. // Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей / Масанов Ю.И. — Москва: Издательство всесоюзной книжной палаты, 1960. — Т. IV. — С. 246-247. — 558 с. — 15 000 экз.
  11. Харківська державна наукова бібліотека ім. В. Г. Короленка. Історія бібліотеки. Хроніка основних подій (1886—2000 рр.).

Ссылки Править

Литература Править

  • Балагуров Я. А. В. Г. Короленко в Карелии // «Север». — 1969. — № 7. — С. 102—104.
  • Бялый Г. А. В. Г. Короленко. — М., 1949.
  • В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. — М., 1962.
  • В. Г. Короленко в Удмуртии / Буня Михаил Иванович. — Ижевск: Удмуртия, 1995.
  • Глазов в жизни и творчестве В. Г. Короленко / Глазов. гос. пед. ин-т; сост. и науч. ред. А. Г. Татаринцев. — Ижевск, 1988.
  • Гущина-Закирова Н. Н., Труханенко А. В. Этюды о жизни и творчестве В. Г. Короленко. — Львов. 2009. — 268 с.
  • Жизнь и литературное творчество В. Г. Короленко. Сборник статей и речей к 65-летнему юбилею. Петроград. «Культура и свобода». Просветительное общество в память 27-го февраля 1917 года. — 1919.
  • Закирова Н. Н. В. Г. Короленко и русская литература: семинарий. — Глазов, 2010. — 183 с.
  • "Короленко В. Г. «… Что написано — неопровержимо» — «… Що написано — неспростовне» / Володимир Короленко. — К.: ДП "Видавничий дім «Персонал», 2010. 468 с. (Бібліотека українознавства; вип. 18). — Рос., укр.
  • Короленко С. В. Книга об отце. — М., 1968.
  • Миронов Г. Короленко. — М., 1962.
  • Негретов П. И. В. Г. Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917—1921. — М.: Книга, 1990. — 288 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-212-00315-6.
  • Михайлова М. В. Поэтика рассказа В. Г. Короленко «Не страшное» [1]
  • Шаховская Н. Д. В. Г. Короленко: Опыт биографической характеристики. — М.: книгоиздательство К. Ф. Некрасова, 1912.
  • Шаховская Н. Д. Молодые годы Короленко. М., 1931.