Лингвосупрематизм. Голубая Глубина

Лингвосупрематизм (от лат. лат. lingua — язык и лат. supremus — наивысший) — это направление компьютерно-графического искусства, созданное в 90-е годы 20-го века ученым-кибернетиком Я.Л. Либерманом. Представляет способ интерпретации художественных текстов на ЭВМ (главным образом поэзии), позволяющий с помощью цвета и абстрактных форм отображать эмоции, возбуждаемые у читателя звукообразным содержанием текста. В основу лингвосупрематизма положены: стремление автора текста произвести на читателя то или иное впечатление, используя ту или иную фонографическую структуру текста; явление синестезии, в частности способность человека ассоциировать определенные фонографемы с определенными цветами; психология восприятия цвета человеком, принадлежащим к некоторой культурной общности. Путем статистических исследований Я.Л. Либерманом были установлены характер и интенсивность цветовых ощущений, возбуждаемых всеми фонографемами кириллицы у русскоязычного читателя в зависимости от их расположения и особенностей использования в тексте. На базе теории информации им сформулирована математическая модель, дающая возможность компьютеру автоматически "читать" конкретный текст и получать его "цветовой портрет". Последний синтезируется в стиле супрематизма, что и дало название направлению.

Лингвосупрематизм. Странное солнце

Наибольшую популярность лингвосупрематизм получил как способ иллюстрирования лирических стихов, в которых главное - чувства, а не предметное содержание, однако он может быть использован и для создания самостоятельных компьютерно-графических композиций, отображающих отдельные фразы и даже слова.

Библиография[править | править код]

  1. Либерман Я.Л. Фоноколористический анализ как метод психолингвистического исследования текста // ПАСХИ: Научный психологический журнал. 2001. №2. С.15-19.
  2. Либерман Я.Л., Метельков В.П. Тайные цветы русской поэзии. - Екатеринбург: Банк культурной информации. 2004. — 48 с.
  3. Либерман Я.Л. Картины, сотворенные словом (истоки и краткая биография лингвосупрематизма) // Веси. 2005. №1. С.29-31.
  4. Либерман Я.Л. Новое направление в иллюстрированнии лирической поэзии, или Попытка научить компьютер иллюстрировать стихи // Известия Уральского государственного университета. 2005. №39. С.230-235.
  5. Либерман Я.Л. Лингвосупрематизм или попытка применения компьютера в качестве иллюстратора лирических стихов // Научное искусство: Тезисы I Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: МИЭЭ. 2012. С.238-240.

См.также[править | править код]

  1. Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.: Просвещение. 1991. — 160 с.
  2. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. — М.: Рефл — бук. 1996. — 352 с.
  3. Горелов И.Н., Седаков К.Ф. Основы психолингвистики. — М.: Лабиринт. 1997. — 224 с.
  4. Белянин В.П. Психолингвистика. — М.: Флинта. 2003. — 232 с.