Анатолий Алексеевич Логунов
Дата рождения:

30 декабря 1926(1926-12-30) (94 года)

Место рождения:

село Обшаровка,
Самарская губерния,
РСФСР, СССР

Дата смерти:

Место смерти:

Страна:

СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР

Научная сфера:

Теоретическая физика

Место работы:

МГУ, ОИЯИ, ИФВЭ, МФТИ

Учёная степень:

доктор физико-математических наук (1959)

Альма-матер:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Научный руководитель:

А. А. Власов
Н. Н. Боголюбов

Известные ученики:

Награды и премии:

Ошибка скрипта: Модуля «Wikidata/p166» не существует.

Сайт:

Подпись:

Логотип Викитеки [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|Произведения]] в Викитеке

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Анато́лий Алексе́евич Логуно́в (род. 30 декабря 1926, село Обшаровка, Самарская губерния) — советский и российский физик-теоретик.

С 1977 по 1992 год — ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Биография

Отец — Логунов Алексей Иванович (1904—1987). Мать — Логунова Агриппина Кузьминична (1904—1992).

Окончил физический факультет (1951) и аспирантуру (1953) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) по специальности физик-теоретик. Работал в МГУ (1954—1956); затем заместитель директора по науке Лаборатории теоретической физики Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна, Московской области) (1956—1963); директор Института физики высоких энергий (ИФВЭ, г. Протвино, Московской области) (1963—1974 и 1993—2003); научный руководитель ИФВЭ (с 1974 года по настоящее время); вице-президент Академии наук СССР (26.11.1974—19.12.1991); научный руководитель кафедры «Методы исследования быстрых процессов» МФТИ (1978—1980); ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1977—1992).

Доктор физико-математических наук (1959), профессор (1961), академик АН СССР (1972), действительный член Академии Творчества (г. Москва) и Международной Академии наук, главный редактор журнала «Теоретическая и математическая физика», член редакционного совета международного журнала «Asia Pacific Peace Forum».

В 1978—1980 годах — профессор, научный руководитель кафедры «Методы исследования быстрых процессов» МФТИ.

Активно участвовал в политической и общественной жизни СССР: Член КПСС (с 1960 года), депутат Верховного Совета СССР (1979—1989), кандидат в члены ЦК КПСС (1981), член ЦК КПСС (1986).

Семья

В настоящее время живет в Москве, работает в г. Протвино. Женат, имеет сына и дочь.

Научная деятельность

Область научных интересов: квантовая теория поля, физика высоких энергий, релятивистская теория гравитации[1].

Внес фундаментальный вклад в развитие квантовой теории поля, в обоснование и применение дисперсионных соотношений для изучения процессов с сильновзаимодействующими частицами, в создание метода ренормгруппы, нашедшего применение в решении широкого круга задач. Впервые эффективно использовал метод дисперсионных соотношений для изучения неупругих процессов, «блоков» с виртуальными концами и процессов множественного рождения частиц. Предложил новый эффективный метод рассмотрения релятивистской задачи двух частиц, нашедший широкое применение в квантовой электродинамике и для описания рассеяния адронов при высоких энергиях, и соответствующие динамические уравнения (квазипотенциальные уравнения Логунова—Тавхелидзе). Установил строгие асимптотические теоремы для поведения характеристик сильного взаимодействия при высоких энергиях. Обобщил известную теорему Померанчука на случай, когда полные сечения и эффективный радиус взаимодействия с ростом энергии возрастают.

В 1967 году выдвинул принципиально новый подход к изучению процессов неупругого взаимодействия частиц при высоких энергиях, в основе которого лежит концепция так называемого инклюзивного измерения или инклюзивной реакции, в которой изучаются характеристики лишь одной или нескольких выделенных частиц заданного сорта, взятых, однако, по совокупности во всех возможных каналах реакции.

Выдвинул новые представления о пространстве-времени и создал последовательную релятивистскую теорию гравитации (РТГ), в которой гравитационное поле является физическим полем в духе Фарадея-Максвелла со спинами 2 и 0, кроме того, единым пространственно-временным континуумом для всех полей, включая и гравитационное, является псевдоевклидово пространство Минковского, сохраняется понятие инерциальной системы координат и строго выполняются законы сохранения энергии-импульса и момента количества движения.

Указывал на существующие по его мнению недостатки в общей теории относительности (ОТО). Вслед за Гильбертом (1917), он считал ОТО непригодной в качестве физической теории из-за её несовместимости с фундаментальными законами сохранения. Так, в 1986 году он утверждал:

«таким образом, при более глубоком рассмотрении общая теория относительности (ОТО) оказывается несовместной с фундаментальными законами природы — законами сохранения энергии, импульса и момента количества движения… Ни в макро-, ни в микромире пока нет ни одного экспериментального указания, прямо или косвенно ставящего под сомнение справедливость этих законов. Поэтому ОТО как теория, лишённая этих законов, с физической точки зрения не может считаться удовлетворительной… В силу сказанного выше это может означать лишь одно: отказ от ОТО как физической теории». [2]

При этом Логунов показал, что ошибки Эйнштейна кроются, по его мнению, в математических преобразованиях (операции с нулевой величиной).

Публикации

Автор многочисленных научных и научно-популярных статей, публикаций и монографий. Основополагающими из них являются:

  1. Н. Н. Боголюбов, А. А. Логунов, И. Т. Тодоров. «Основы аксиоматического подхода в квантовой теории поля». — М.: Наука, Глав. ред. физ.-мат. лит-ры, 1969.
  2. Н. Н. Боголюбов, А. А. Логунов, А. И. Оксак, И. Т. Тодоров. «Общие принципы квантовой теории поля». — 2-е изд: Физматлит, 2006. ISBN 5922106120.
  3. А. А. Логунов, М. А. Мествиришвили. «Релятивистская теория гравитации». — М.: Наука, 1989.
  4. А. А. Логунов. «Релятивистская теория гравитации». — М.: Наука, 2006.
  5. Д. Икэда, А. А. Логунов. «Третий радужный мост: поиск мира и человека». Пер. с яп. М.: Прогресс, 1988.

Награды

Премии:

Является Почётным доктором Берлинского, Братиславского, Гаванского, Карлова университета (Прага), Софийского, Хельсинкского и ряда университетов Японии, полным профессором Отделения теоретической физики Института фундаментальных исследований (Молизе, Италия)

Примечания

  1. Биография на сайте физического факультета МГУ
  2. А. А. Логунов «Объясняет ли общая теория относительности гравитационные эффекты?» (Издательство МГУ, 1986 г.)
  3. Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. № 38
  4. Указ Президента РФ от 28 августа 1995 г. № 882

Ссылки

Hero of Socialist Labor medal.png  Логунов, Анатолий Алексеевич на сайте «Герои страны»

Нет изображения
У этой статьи нет иллюстраций.
Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений).
Для поиска иллюстраций можно: