ФЭНДОМ

О соотв. направлении рок-музыки см. метал.

Мета́лл (название происходит от лат. metallum — шахта) — один из классов элементов, которые, в отличие от неметалловметаллоидов), обладают характерными металлическими свойствами. Металлами являются большинство химических элементов (примерно 80 %). Самым распространённым металлом в земной коре является алюминий.

Определение Ломоносова Править

Металлы — суть светлые тела, которые ковать можно.

Нахождение в природе Править

Большая часть металлов присутствует в природе в виде руд и соединений. Они образуют оксиды, сульфиды, карбонаты и другие химические вещества. Для получения чистых металлов и дальнейшего их применения необходимо выделить их из руд и провести очистку. При необходимости проводят легирование и другую обработку металлов. Изучением этого занимается наука металлургия. Металлургия различает руды чёрных металлов (на основе железа) и цветных (в их состав не входит железо, всего около 70 элементов). Исключением можно назвать около 16 элементов: т. н. благородные металлы (золото, серебро и др.), и некоторые другие (например, ртуть, медь), которые присутствуют без примесей. Золото, серебро и платина относятся также к драгоценным металлам. Кроме того, в малых количествах они присутствуют в морской воде, растениях, живых организмах (играя при этом важную роль).

Свойства металлов Править

Характерные свойства металлов Править

Физические свойства Править

Все металлы (кроме ртути) тверды при нормальных условиях. Температуры плавления лежат в диапазоне от −39 °C (ртуть) до 3410 °C (вольфрам). В зависимости от их плотности, металлы делят на лёгкие (плотность 0,53 ÷ 5 г/см³) и тяжёлые (5 ÷ 22,5 г/см³).

Микроскопическое строение Править

Характерные свойства металлов можно понять, исходя из их внутреннего строения. Все они имеют слабую связь электронов внешнего энергетического уровня (другими словами, валентных электронов) с ядром. Благодаря этому созданная разность потенциалов в проводнике приводит к лавинообразному движению электронов (называемых электронами проводимости) в кристаллической решётке. Совокупность таких электронов часто называют электронным газом. Вклад в теплопроводность, помимо электронов, дают фононы (колебания решётки). Пластичность обусловлена малым энергетическим барьером для движения дислокаций и сдвига кристаллографических плоскостей. Твёрдость можно объяснить большим числом структурных дефектов (междоузельные атомы, вакансии и др.).

Из-за лёгкой отдачи электронов возможно окисление металлов, что может приводить к коррозии и дальнейшей деградации свойств. Способность к окислению можно узнать по стандартному ряду активности металлов. Этот факт подтверждает необходимость использования металлов в комбинации с другими элементами (сплав, важнейшим из которых является сталь), их легирование и применение различных покрытий.

Для более корректного описания электронных свойств металлов необходимо использовать квантовую механику. Во всех твёрдых телах с достаточной симметрией уровни энергии электронов отдельных атомов перекрываются и образуют разрешённые зоны, причём зона, образованная валентными электронами, называется валентной зоной. Слабая связь валентных электронов в металлах приводит к тому, что валентная зона в металлах получается очень широкой, и всех валентных электронов не хватает для её полного заполнения.

Принципиальная особенность такой частично заполненной зоны состоит в том, что даже при минимальном приложенном напряжении в образце начинается перестройка валентных электронов, т. е. течёт электрический ток.

Та же высокая подвижность электронов приводит и к высокой теплопроводности, а также к способности зеркально отражать электромагнитное излучение (что и придаёт металлам характерный блеск).

Некоторые металлы Править

  1. Щелочные:
  2. Щёлочноземельные:
  3. Переходные
  4. Другие:

Применение металлов Править

Конструкционные материалы Править

Металлы и их сплавы — один их главных конструкционных материалов современной цивилизации. Это определяется прежде всего их высокой прочностью, однородностью и непроницаемостью для жидкостей и газов. Кроме того, меняя рецептуру сплавов, можно менять их свойства в очень широких пределах.

Электротехнические материалы Править

Металлы используются как в качестве хороших проводников электричества (медь, алюминий), так и в качестве материалов с повышенным сопротивлением для резисторов и электронагревательных элементов (нихром и т. п.).

Инструментальные материалы Править

Металлы и их сплавы широко применяются для изготовления инструментов (их рабочей части). В основном это инструментальные стали и твёрдые сплавы. В качестве инструментальных материалов применяются также алмаз, нитрид бора, керамика.

Ссылки Править

bg:Метал bs:Metal (hemija) ca:Metall chr:ᎠᎾᎦᎵᏍᎩ ᎦᏂᏱᏍᎩ cs:Kov cy:Metel da:Metal de:Metall el:Μέταλλα en:Metal eo:Metalo (fiziko) es:Metal et:Metallid fa:فلز fi:Metalli fr:Métal gd:Meatailt he:מתכת hr:Kovine hu:Fémek id:Logam is:Málmur it:Metallo ja:金属 jbo:jinme ko:금속 ku:Lajwerd la:Metallum lb:Metall lmo:Metàj lt:Metalai lv:Metāls mk:Метал ms:Logam nds:Metall nl:Metaal nn:Metall no:Metall pl:Metale (chemia) pt:Metal qu:Q'illay ro:Metal sh:Metal (hemija) simple:Metal sk:Kov sl:Kovina sr:Метал (хемија) sv:Metall ta:உலோகம் th:โลหะ tl:Metal tr:Metal (kimya) ug:مېتلا uk:Метали vi:Kim loại yi:אייזן zh:金属 zh-yue:金屬