ФЭНДОМ

  • Страница 0 - энциклопедическая статья
  • Страница: 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 - разное
  • Искажения :

Нижегородская область
{{{FSMap}}}
Административный центр Нижний Новгород
Площадь

- Всего
- % водн. пов.

40-я

76 624 км²
1,2

Население

- Всего
- Плотность

11-я

прим. Ошибка скрипта ([[Ошибка скрипта]])
прим. Ошибка выражения: неожидаемый оператор < чел./км²/км²

Федеральный округ Приволжский
Экономический район Волго-Вятский
Губернатор Валерий Шанцев
Председатель
Законодательного Собрания
Евгений Лебедев
Автомобильный код 52
Часовой пояс UTC {{{FSUTC}}}

Нижегоро́дская о́бласть — субъект Российской Федерации в центре Европейской части России. Входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — Нижний Новгород.

Один из крупнейших регионов Центральной России. Площадь — 76 900 км², протяжённость с юго-запада на северо-восток — более 400 км.

НаселениеОшибка скрипта (Ошибка скрипта). Плотность населения: Ошибка выражения: неожидаемый оператор < человека/км² (Ошибка скрипта), удельный вес городского населения: Ошибка выражения: неожидаемый оператор < % (2015).

Граничит: на северо-западе с Костромской областью, на северо-востоке — с Кировской, на востоке — с республиками Марий Эл и Чувашия, на юге — с республикой Мордовия, на юго-западе — с Рязанской областью, на западе — с Владимирской и Ивановской областями.

Автомобильный код — 52, 152 (введён ввиду исчерпания 52 в конце 2008 года). Определяющая буква в номерах — первая, по состоянию на декабрь 2013 года выдаются 152-е с первой буквой М.

История Править

Нижегородская область в составе РСФСР была образована 14 января 1929 года. 15 июня того же года область была преобразована в Нижегородский край, в 1932 году переименованный в Горьковский край.

В 1936 году край был преобразован в Горьковскую область (из него вышли Марийская и Чувашская АССР).

При смене названия областного центра 22 октября 1990 года[1] область была переименована в Нижегородскую область.

В 1994 году в состав области был передан Сокольский район.

Физико-географическая характеристика Править

Климат Править

Нижегородская область вытянута в меридиональном направлении, её протяженность с севера на юг составляет около 400 км, а с запада на восток в наиболее широкой южной части — около 300 км. Основные различия в климате проявляются по линии север-юг, между лесным Заволжьем и возвышенным Правобережьем.

В целом область находится в зоне умеренно континентального климата. Средняя годовая температура воздуха изменяется от 3,0 на севере до 4,5 ºС. на юге области. За год выпадает около 600—650 мм осадков в Заволжье и 500—550 мм в Правобережье, две трети которых выпадает в виде дождя. С сентября по май в области преобладают южные и юго-западные ветры, а в летние месяцы — северо-западные. Среднегодовая скорость ветра составляет 3—4 м/с.

Зима в Нижегородской области продолжается с начала ноября до конца марта. Средняя месячная температура ноября составляет −3… −5 °C. Средняя месячная температура воздуха января в области составляет −11… −13 ºС. Абсолютные минимальные температуры воздуха составляют −47… −48 ºС на севере и −42… −44 ºС на юге области. Максимальные температуры в течение зимних месяцев могут достигать положительных значений до 3—6 ºС. Устойчивый снежный покров ложится обычно 15—20 ноября в Заволжье и 20—25 ноября на юге области. Снежный покров лежит обычно 150—160 дней. Высота снежного покрова к концу марта достигает примерно полуметра, а в лесу — 70—80 см. За зимний сезон по области выпадает около 160—200 мм осадков. Среднемесячные скорости ветра в зимний период выше, чем в теплый, и составляют 3,5—4,5 м/с.

Весна в области протекает относительно быстро, особенно в Правобережье. Повышение средней месячной температуры воздуха от марта к апрелю составляет обычно 9—10 ºС. В начале апреля почти одновременно по всей области средняя суточная температура воздуха переходит через 0 ºС в сторону её повышения. Сход снежного покрова происходит обычно 12—15 апреля на юге и 20—25 апреля на севере области. При затоках арктического холодного воздуха в первой декаде мая температура воздуха может понижаться до −3… −6 ºС. Заморозки возможны в конце мая — начале июня. Количество осадков весной составляет по области 70—90 мм. Средняя скорость ветра 3—4 м/с.

Началом лета принято считать переход средней суточной температуры воздуха через 15 ºС, обычно это происходит в конце мая в Правобережье и в конце первой декады июня в Заволжье. Лето в Нижегородской области сравнительно короткое и умеренно-теплое, длится оно около 70—90 дней. Интенсивность роста температуры в летние месяцы замедляется, а с конца июля уже начинается медленное её понижение. Средняя месячная температура июля колеблется от 18 на севере до 19,5 ºС на юге области. Июль — самый теплый месяц года. Летом температурный режим устойчивее, чем в другие сезоны, междусуточная изменчивость более плавная. Максимальные дневные температуры повышаются до 27—32 ºС, а иногда до 37—39 ºС. Осадки в течение года выпадают неравномерно, большая их часть выпадает в теплый период и преимущественно в летний сезон. Наибольшее количество осадков, 75—85 мм, обычно приходится на июль. Средние месячные скорости ветра летом составляют 2,5—3,5 м/с.

Осенний период начинается с заморозков в воздухе и на почве после перехода средней суточной температуры воздуха через 15 ºС в сторону её понижения, обычно это наблюдается в конце августа на севере и в начале сентября на юге области. Средняя месячная температура в сентябре составляет 10—11 ºС, а к ноябрю понижается до −3… −4 ºС. Безморозный период длится на севере области 110—120 дней, а в правобережье 130—140 дней. Средняя месячная температура октября 3—4 ºС. Устойчивый переход средней суточной температуры воздуха через 0 ºС в сторону понижения происходит в самом начале ноября. Ночные заморозки сменяются морозами, прогревание днем приводит к оттепелям, уменьшается продолжительность солнечного сияния, резко увеличивается число пасмурных дней (от 1—2 летом до 13—15 в октябре, ноябре). В целом за осенний сезон выпадает 110—130 мм осадков. Средние месячные скорости ветра растут, и составляют 3—4 м/с. Вегетационный период 165—175 дней.

Рельеф Править

Нижегородская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины.

Река Волга делит область на низменное Левобережье (Заволжье) и возвышенное Правобережье — продолжение Приволжской возвышенности (Мордовская возвышенность, Чувашская возвышенность, Дятловы, Перемиловские, Фаддеевы горы, возвышенность Межпьянье).

Геологическое строение Править

Область расположена на Русской платформе, кристаллическое основание которой состоит из гранитов, гнейсов, кварцитов, скрытых под мощными толщами слоистых, более или менее рыхлых осадочных пород. В палеозойскую эру, вся поверхность области несколько раз покрывалась морями. Средняя толщина осадочных пород — от 1 до 3 км. Наиболее отчётливо пласты осадочных пород видны на обрывах правого берега Оки[2].

Развиты карстовые формы рельефа (пещеры, провалы и др).

На территории области находится 80 километровый Пучеж-Катунский метеоритный кратер, образовавшийся 167 млн лет назад.

Полезные ископаемые Править

Имеются месторождения торфа, фосфоритов, железных руд.

В бассейне реки Пьяны есть крупное месторождение титан-циркониевых руд («чёрные пески»): Итмановская россыпь (с. Итманово, Гагинского района) общие запасы 67 млн м³, из них забалансовые — 4,9 млн м³, прогнозные — 31,2 млн м³. Месторождение входит в пятёрку крупнейших россыпных месторождений титана и циркония России[3].

Имеются месторождения суглинков:

  • Сосновское месторождение (балансовые запасы составляют 788 тыс. м³) северо-западнее поселка Сосновское[4];
  • Ковернинское месторождение (балансовые запасы составляют 361 тыс. м³) северо-восточнее деревни Чёрное[4]

В месторождениях Ардатовского района запасы кварцевого песка составляют 53,8 млн м³, глины — 17,8 млн м³[5]. Для их освоения планируется строительство нового стекольного завода[5].

Гидрография Править

Речная сеть области густа и включает свыше 9000 рек и ручьёв. По её территории протекают крупнейшие реки европейской части России — Волга и её правый приток Ока. В нижегородском Заволжье протекают левые притоки Волги — Ветлуга, Керженец, Узола, Линда. Они несут свои воды среди густых таёжных и смешанных лесов.

В правобережье протекают притоки Волги и Оки. Среди притоков Волги выделяются Сура, текущая по границе с Чувашией, а также Кудьма и Сундовик. В Оку несёт свои воды Тёша. В восточной части Правобережья течёт Пьяна.

Самое крупное озеро Пырское. Самое крупное озеро карстового происхождения Большое святое.

Флора и фауна Править

Растительность Править

Файл:C0415-Kudma.jpg

Нижегородская область расположена в зонах южно-таёжных, смешанных и широколиственных лесов, а также лесостепи. Южно-таёжные и подтаёжные (смешанные) зоны находятся в Левобережье, а широколиственные леса и лесостепи в Правобережье[6]. Почвы преимущественно дерново-подзолистые, подзолистые, серые лесные.

Леса занимают 3992,7 тыс. га или 53 % территории области. Лесистость территории в северных районах достигает 80 %, в юго-восточных районах снижается до 1 %. Общий запас древесины составляет более 550 млн м³. В Заволжье преобладают хвойные (ель, сосна, лиственница) и смешанные леса (липа и берёза). Пойменные урочища покрываются ольхой, кое-где мелким дубняком, ветельником, ивняком, тальником, с небольшой примесью калины, рябины и др. подобных деревьев. Местами попадается осокорь.

На Правобережье — дубравы и луговые степи. Леса нагорной стороны отличаются большим разнообразием: вековые дубы, огромные вязы, дубовые рощи, липа, клён, ясень, черёмуха, рябина, даже дикорастущая яблони, рядом с ними орешник, крушина, калина, жимолость и другие кустарники.

На плоских водоразделах и в низинах много болот.

Животный мир Править

В Нижегородской области водятся волк, лисица, заяц-русак, беляк, бурый медведь, рысь, барсук, сурок, крапчатый суслик, крот, хомяк и другие.

Охрана природы Править

Постановлением законодательного собрания с 1996 года учреждена Красная книга Нижегородской области.

На территории области располагаются Керженский заповедник и заказник «Ичалковский».

Всего в Нижегородской области насчитывается 388 особо охраняемых природных территории и 102 охранные зоны площадью 72622 га, которые занимают 7,5 % площади области[7].

Экология Править

На территории области расположен Дзержинск — город-центр химической промышленности, где экологическая обстановка одна из наиболее сложных в России[8].

Экономика Править

Промышленность Править

Файл:IPPNORF.png

Основные отрасли промышленности — машиностроение, химия, передельная чёрная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая.

Предприятия машиностроения и металлообработки производят грузовые и легковые автомобили, автобусы, гусеничные тягачи, автомобильные узлы, детали и агрегаты, речные и морские суда, автомобильные и судовые двигатели внутреннего сгорания, самолёты, станки, приборы, инструменты, оборудование для химической, лёгкой, пищевой промышленности, телевизоры и др.: Нижний Новгород (ОАО «ГАЗ», ПО «Нижегородский машиностроительный завод», авиастроительный завод «Сокол», ПО «Завод Красное Сормово», АО «Нижегородский завод Нител»), города Павлово, Арзамас и др.

Файл:Peat Briquette Factory.jpg

Химическая промышленность: продукты органического синтеза, пластмассы и синтетические смолы, оргстекло, лаки, краски, ядохимикаты и др.: Дзержинск, Ковернино, Нижний Новгород. Нефтепереработка: Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез в Кстове. Целлюлозно-бумажное производствоПравдинск, Балахна.

Предприятия передельной чёрной металлургии (Выкса, Кулебаки, Нижний Новгород, Бор) и цветной металлургии (Нижний Новгород). Старинные центры металлообработки — Павлово, Ворсма и др.

На территории Нижегородской области расположена Автозаводская и Сормовская ТЭЦ, Нижегородская ГЭС (Заволжье).

В области есть ряд предприятий молочной промышленности, в частности, Княгининский молочный завод.

Торфяная промышленность Править

На территории области торфяные месторождения разрабатываются в трех районах: в Тоншаевском, Богородском и Борском. Торфодобывающие и торфоперерабатывающие предприятия Нижегородской области: ООО «Богородскторф», ОАО «Борресурсы». ООО «Альцево-торф» является одним из ведущих предприятий по добыче и переработке торфа в области[9].

Народные промыслы Править

Художественные промыслы (Хохломская, Полхов-Майданская роспись, Городецкая роспись). Строчевышивальный промысел (Борская вышивка)

Сельское хозяйство Править

Файл:Plough-land near village Royka.jpg
Файл:Altsevo peat8.JPG
Nizhny Novgorod Alexander Nevsky Cathedral at Strelka

Нижегородский грузовой порт

Выращивают рожь, пшеницу, овёс, ячмень, гречиху, сахарную свёклу, лён-долгунец. Возделывают лук, картофель. Также развито молочно-мясное и молочное скотоводство (Нижегородская обл. занимает 14 место в России по производству молока[10]), свиноводство, птицеводство. Птицефабрики области: Ворсменская[11], Линдовская и Павловская. Тепличные комбинаты выращивают около 12 тыс. тонн внесезонной овощной продукции[12]. В 2009 году было собрано 1,5 млн тонн зерна[13], что превышало потребности области[14]. Собственной мясной продукции в области выращивается недостаточно, мясо импортируется из Аргентины и других стран[15].

Транспорт Править

Железнодорожный транспорт:

Все железнодорожные магистрали на территории области входят в состав Горьковской железной дороги, управление которой расположено в Нижнем Новгороде. Основные железнодорожные узлы расположены на территории Нижнего Новгорода и Арзамаса. По ветке Москва — Нижний Новгород с 2010 года открыто скоростное движение поездов «Сапсан».

Узкоколейные железные дороги на территории области:

См. также: Действующие узкоколейные железные дороги России

Водный транспорт:

Регулярное судоходство осуществляется по Волге, Оке, Ветлуге и Суре[16]. Крупнейшие порты: Нижегородский, Дзержинский (перестал существовать в связи с закрытием пассажирского судоходства по реке Оке) , Городецкий, Борский и Кстовский.

Автомобильный транспорт:

По территории Нижегородской области проходят федеральные: М7, Р158 и региональные автомагистрали: Р72, Р81, Р125, Р152, Р157, Р159, Р160, Р161 и Р162. Содержанием и строительством автомобильных дорог занимается главное управление автомобильных дорог Нижегородской области (ГУАДНО)[17] В 2009 году сдан в эксплуатацию вантовый мост на трассе Р72 МуромНавашино, заменивший понтонный мост, который действовал только в летнее время и имел малую грузоподъёмность[18].

Воздушный транспорт

В области действуют несколько аэропортов и авиабаз. По состоянию на 2014 год регулярные рейсы осуществляются из международного аэропорта Нижний Новгород.

Административно-территориальное деление Править

Область делится на 9 городских округов и 43 муниципальных района, в состав которых входит 24 города районного значения, 55 рабочих посёлков и 531 сельсовет.

Население Править

Национальный состав Править

Численность населения области по данным Госкомстата России составляет Ошибка скрипта чел. (Ошибка скрипта). Плотность населения — Ошибка выражения: неожидаемый оператор < чел./км2 (Ошибка скрипта). Городское население — Ошибка выражения: неожидаемый оператор < % (2015).

Национальность Численность
1926 год[1] 1939 год[2] 1959 год[3] 1970 год[4] 1979 год[5] 1989 год[6] 2002 год[7] 2010 год[8]
Русские 2 553 230 3 619 463 3 381 991 3 477 331 3 513 494 3 522 148 3 346 398 3 109 661
Татары 79 897 88 241 66 996 71 794 68 632 58 603 50 609 44 103
Мордва 84 920 83 095 63 861 51 628 45 028 36 709 25 022 19 138
Украинцы 2 537 28 187 29 314 29 807 29 112 33 344 24 241 17 657
Армяне 93 1 201 1 086 880 1 111 1 822 10 786 13 294
Чуваши 1 176 4 895 4 282 6 015 7 517 12 206 11 364 9 765
Азербайджанцы н.д. 241 662 469 1 053 3 153 8 309 8 494
Марийцы 3 935 5 807 5 177 8 793 8 027 7 942 7 757 6 415
Белорусы 1 316 6 264 7 519 7 776 8 441 9 265 6 833 4 673
Цыгане 679 839 1 165 2 351 3 819 4 316 4 373 4 469
Езиды н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 3 076 3 781
Евреи 10 679 17 530 18 274 16 838 15 110 12 198 5 312 3 769
Узбеки 2 198 761 522 523 1 667 1 103 3 504
Таджики н.д. 36 179 170 199 528 963 2 145
Молдаване 7 176 1 993 1 207 1 481 2 429 1 812 1 894
Грузины 29 539 744 449 597 1 238 2 183 1 792
Немцы 600 4 758 682 611 671 924 1 574 1 248
Другие национальности 2 562 5 667 4 905 4 792 5 811 9 796 12 160 54 195
Всё население 2 743 344 3 869 887 3 590 813 3 682 484 3 711 617 3 719 614 3 524 028 3 310 597

Примечание: показаны народы чья численность превышала 1 тыс. человек.

Религия Править

Файл:Image-Bezvodnoe-Trinity-Church-1413.jpg
Файл:Панорама Флорищевой пустыни Сентябрь 2010 года.jpg

Для Нижегородской области характерен многоконфессиональный характер населения, наибольшее распространение имеет православие (76 % по численности религиозных организаций)[9], значительна роль ислама. При этом сам регион отличается преобладанием православия. Область является историческим центром старообрядчества. Вместе с тем, на Нижегородщине представлены протестантские конфессии: баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники. В Н. Новгороде имеются католическая и лютеранская общины, действует синагога. Несмотря на небольшой процент мусульманского населения, в области действует духовное управление мусульман.

Образование и культура Править

Wiki letter w
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В области в рамках оптимизации расходов в бюджетной производится сокращение малокомплектных школ. В 2009 году было закрыто 96 общеобразовательных школ и сокращено 1390 учителей[10].

Достопримечательности Править

Файл:Shukhov towers on Oka by Igor Kazus.jpg
Файл:Double curvature steel lattice Shell by Shukhov in Vyksa 1897 shell.jpg

На территории Нижегородской области находятся уникальные природные объекты: Керженский заповедник, Ичалковский заказник, памятники природы Вадское озеро и озеро Светлояр, в воды которого по преданию в первой половине XIV века погрузился Китеж град.

В Нижегородской области находится Болдино — родовое имение Пушкиных, в котором жил и работал великий русский поэт А. С. Пушкин.

На устье реки Керженца расположен Желтоводский Макариев монастырь, основанный в первой половине XV века преподобным чудотворцем Макарием.

Женский Дивеевский монастырь является местом православного паломничества, как обитель, находящаяся под покровительством Святого чудотворца Серафима Саровского, чьи мощи находятся в Троицком соборе монастыря.

У города Дзержинска на левом берегу Оки расположено уникальное архитектурное сооружение: 128-метровая стальная гиперболоидная ажурная башня, построенная инженером В. Г. Шуховым в 1929 году. Это одна из двух сохранившихся в России высотных многосекционных гиперболоидных конструкций, вторая знаменитая Шуховская башня на Шаболовке, в Москве. Башня на Оке служила одной из опор уникального перехода ЛЭП Нижегородской ГРЭС 110 киловольт через реку Оку.

В Выксе на территории Выксунского металлургического завода находятся уникальные памятники промышленной архитектуры и технического искусства, также построенные Владимиром Григорьевичем Шуховым в конце XIX века. Это цех с первыми в мире парусообразными стальными сетчатыми оболочками покрытия двоякой кривизны и одна из первых в мире гиперболоидных конструкций — стальная ажурная сетчатая гиперболоидная башня. Парусообразные перекрытия цеха — единственные сохранившиеся в России стальные сетчатые перекрытия-оболочки из более тридцати, возведённых по проектам В. Г. Шухова. В здании этого цеха, возможно, будет создан музей стального дела в России.

В Городце, одном из древнейших русских поселений на Средней Волге, основанном во 2-й половине XII века, находятся музеи, посвященные рукоделию и мастерству, быту и истории народов Поволжья.

Большое количество архитектурных памятников располагается в административном центре области — городе Нижнем Новгороде, среди которых Нижегородский кремль, Собор Александра Невского, Строгановская церковь, Староярмарочный собор и другие.

Населённые пункты Править

Населённые пункты с численностью населения более 9000 человек
Нижний Новгород Ошибка скрипта
Дзержинск Ошибка скрипта
Арзамас Ошибка скрипта
Саров Ошибка скрипта
Бор Ошибка скрипта
Кстово Ошибка скрипта
Павлово Ошибка скрипта
Выкса Ошибка скрипта
Балахна Ошибка скрипта
Заволжье Ошибка скрипта
Богородск Ошибка скрипта
Кулебаки Ошибка скрипта
Городец Ошибка скрипта
Семёнов Ошибка скрипта
Лысково Ошибка скрипта
Сергач Ошибка скрипта
Шахунья Ошибка скрипта
Навашино Ошибка скрипта
Лукоянов Ошибка скрипта
Первомайск Ошибка скрипта
Урень Ошибка скрипта
Чкаловск Ошибка скрипта
Ворсма Ошибка скрипта
Володарск Ошибка скрипта
Шатки Ошибка скрипта
Ардатов Ошибка скрипта

Власть Править

Губернатор Править

Файл:2008-07-24 Владимир Путин, Валерий Шанцев (1).jpeg

Высшим должностным лицом является губернатор избираемый на 5-летний срок.

8 августа 2010 года законодательным собранием Нижегородской области по представлению Президента России Валерий Шанцев был повторно наделён полномочиями губернатора Нижегородской области.

Законодательная власть Править

Файл:RU Nizhny Novgorod Seat Oblast Administr.jpg

Законодательную власть осуществляет законодательное собрание, Срок полномочий членов законодательного собрания — 5 лет.

Председателем законодательного собрания в настоящее время является Евгений Лебедев.

Исполнительная власть Править

Исполнительным органом является Правительство области возглавляемое Губернатором Нижегородской области, являющимся по должности Председателем Правительства области.

Известные люди Править

Ссылки Править

Примечания Править

  1. Википедия Нижегородская область адрес
  2. Викисловарьадрес
  3. Викицитатникадрес
  4. Викиучебникадрес
  5. Викитекаадрес
  6. Викиновостиадрес
  7. Викиверситетадрес
  8. Викигидадрес

Выделить Нижегородская область и найти в:

  1. Вокруг света область адрес
  2. Академик область/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы область+&search адрес
  5. Научная Россия область&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет область&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традицияадрес
  9. Циклопедияадрес
  10. Викизнаниеобласть адрес
  1. Google
  2. Bing
  3. Yahoo
  4. Яндекс
  5. Mail.ru
  6. Рамблер
  7. Нигма.РФ
  8. Спутник
  9. Google Scholar
  10. Апорт
  11. Онлайн-переводчик
  12. Архив Интернета
  13. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  14. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов

  • Страница 0 - краткая статья
  • Страница 1 - энциклопедическая статья
  • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Нижегородская область 1», чтобы сохранить ее

Комментарии читателей:Править