ФЭНДОМ

Ожегов Матвей Иванович  (6. 08.1860 — март 1934гг.) —  поэт-песенник, поэт-самоучка.

Биография Править

Михаил Иванович родился 6 августа 1860 года в д. Михино Нолинского уезда Вятской губернии в семье плотника. Работал на сибирских приисках, на уральских заводах и железной дороге, бурлачил на р. Чусовой. С 1885 года Ожегов жил в Москве. Начал публиковаться в 1890 году. Первое его печатное произведение — стихотворение "Поле" ("Иллюстрированная газета", 1890, 10 мая). Участник Суриковского литературно-музыкального кружка, печатался во всех его изданиях. Песни на стихи Ожегова приобретали популярность и распевались задолго до их опубликования: «По Муромской дорожке» «Зачем ты, безумная, губишь», «Потеряла я колечко», «Меж крутых берегов», «Чудный месяц плывет над рекою…» и др. Его песни звучали в репертуарах великих певцов: Ф. И. Шаляпина, С. Я. Лемешева и Лидии Руслановой…

Скончался в 1931 году в с. Перово Московской обл.

Книги Править

  • «Песни и стихотворения М. И. Ожегова, самоучки писателя-крестьянина» (1891)
  • «Поля и деревни» (1891)
  • «Моя жизнь и песни для народа», кн. I, М., (1898)
  • «Песни в духе народа своего края», М., (1898)
  • «Песни и стихотворения», М., (1901)

Литература Править

  • Яцимиpский А. И., Из воспоминаний поэтов-крестьян о русских писателях, "Исторический вестник", 1904, VIII;
  • Селихов Ив., Души живые, М. И. Ожегов, журн. "Свободный путь", 1920, № 6;
  • Белоусов Иван, Литературная Москва, изд. 2-е, Москва, 1928.

Интересные факты Править

  • В 1905 году Михаил Ожегов за участие в забастовочном движении был избит казаками и отбывал заключение в Ярославской тюрьме.
  • Ожегов обрабатывал также некоторые народные песни ("Как под яблонькой под той...", "Эх, кумушка, ты голубушка...", "Как у новых у ворот...", "Потеряла я колечко..."), которые распространились в песенниках в его редакции, вследствие чего авторство приписывалось иногда поэту.

Ссылки Править