ФЭНДОМ

Файл:Osetino komXXjc.jpg

Осети́ны (осет. ирæттæ)— основное население Республики Северная Осетия — Алания и самопровозглашённой Республики Южная Осетия (формально в Грузии). Живут также в других районах Российской Федерации, Грузии, Турции и других стран. Язык иранской группы индоевропейской семьи языков; практически все осетины двуязычны (осетинско-русское, реже осетинско-грузинское или осетино-турецкое двуязычие).

Верующие осетины исповедуют православие, ислам суннитского толка и местные верования.

Общая численность — ок. 600 тысяч чел., из них в РФ — 515 тыс. (2002).

Диалекты и этнические группы Править

Современный осетинский народ, единый по своим генетическим корням и самосознанию, исторически и географически оказался разделённым на две части, постепенно обособившиеся и обретшие языковую и культурную (вплоть до менталитета) специфику.
Файл:Os-1877-1878.jpg
Нет сомнения в том, что на севере эта специфика определялась вхождением Северной Осетии в 1774 году в Россию и глубоким влиянием российской культуры на осетин севера, в то время как южане издревле (не позже XIII века) расселились в Грузии и испытывали устойчивое грузинское влияние. Определились диалектные различия в языке. Поэтому некоторые осетинские ученые высказывают осторожную мысль о том, что северяне и южане в настоящее время превратились в два родственных, но разных народа[источник?], подобно трём адыгским народам: адыгейцам, черкесам и кабардинцам.

Осетины, живущие в Северной Осетии, делятся на две этнические группы: иронцев (осет., ед.ч. — ирон) и дигорцев (осет., ед. ч. — дыгурон). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект; на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания.

Осетин, живущих в Южной Осетии (ЮО), и выходцев из ЮО обычно называют кударцами (осет., ед. ч. — къудайраг), по названию Кударского ущелья. Фактически же население ЮО можно делить на несколько этнических групп, говорящих на разных говорах иронского диалекта осетинского языка.

Диаспоры Править

По всему миру есть множество осетинских диаспор. Самые крупные находятся во Франции, Турции, Сирии и Канаде (Торонто), США (Флорида, Нью-Йорк).

Исследования Править

Первыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (1768 г.), А. Батырева (1771, 1774 гг.) и И.-А. Гюльденштедта (1770-72 гг.). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.

Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный русский ученый П. С. Паллас: он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским, но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.

Работы русских и иностранных ученых наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.

Некоторые выдающиеся осетины (алфавитный порядок) Править

  • В. И. Абаев: языковед, академик, исследователь иранских языков и, в частности, осетинского языка.
  • Т. К. Боллоев: известный российский бизнесмен, президент ОАО Пивоваренная компания «Балтика» 1991—2004 гг.
  • В. Б. Дударова: знаменитая женщина-дирижёр; более 50 лет дирижировала симфоническими оркестрами Москвы.
  • Валерий Газзаев: единственный футбольный тренер в современной российской истории, который сумел собрать полный комплект наград, которые возможно выиграть в России.
  • М. И. Исаев: российский языковед, социолингвист, исследователь иранских языков и руководитель ряда работ по исследованию эсперанто.

См. также Править

Ссылки Править

de:Osseten

en:Ossetians eo:Osetoj fa:آسی‌ها fi:Osseetit fr:Ossètes it:Osseti ja:オセット人 ka:ოსები ko:오세트인 nds:Osseten os:Ирон адæм pl:Osetyjczycy sh:Oseti (narod) sr:Осети zh:奥塞梯人