ФЭНДОМ

Пилотируемый космический полёт — путешествие человека в космос, на орбиту Земли и за её пределы, выполняемое с помощью пилотируемых космических аппаратов. Людей, совершающих космические полёты называют космонавтами.

По причине множества опасностей для непосредственного выполнения космического полёта человеком, первыми «космонавтами» стали животные — собаки и обезьяны.

История Править

Первый пилотируемый космический полёт выполнил гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года. Корабль «Восток» совершил 1 виток вокруг нашей планеты и благополучно доставил космонавта на Землю.

Уже через два года в космос полетела первая женщина — Валентина Владимировна Терешкова. Её полёт на космическом корабле «Восток-6» состоялся 16 июня 1963 года.

Пилотируемые полёты за пределы земной орбиты выполнялись только астронавтами Соединёнными Штатами Америки («Аполлон»). В конце 1960-х — начале 1970-х 12 человек побывали на поверхности Луны и вернулись на Землю. Первый полёт за пределы орбиты Земли выполнил экипаж космического корабля «Аполлон-8», совершивший облёт Луны. Посадка на Луну выполнялась астронавтами из экипажей кораблей «Аполлон-1117», за исключением «Аполлон-13».

Государство Первый космонавт Дата Космический аппарат
СССРЮрий Алексеевич Гагарин12 апреля 1961Восток-1
СШААлан Шепард5 мая 1961Меркурий-3
КНРЯн Ливэй15 октября 2003Шэньчжоу-5

В мае 1996 года был объявлен конкурс Ansari X-Prize, по условиям которого 10 миллионов долларов могла получить любая частная компания, которая без государственной поддержки до конца 2005 года в течение двух недель дважды поднимет на высоту 100 км летательный аппарат с экипажем из трёх человек. Это подтолкнуло более 20 частных компаний и инициативных групп к созданию собственных вариантов средств доставки человека в околоземное космическое пространство. Поскольку разрабатываемым аппаратам не было необходимо достигать орбитальной скорости, они требовали, значительно меньшего количества топлива и оснащались более простой тепловой защитой, по сравнению с орбитальными пилотируемыми космическими аппаратами. Первый частный космический корабль «SpaceShipOne» был запущен 21 июня 2004 года компанией Scaled Composites.

Самая высокая орбита в 1374 км была достигнута при полёте корабля «Джемини XI» в 1966 году. Полёты кораблей «Спейс Шаттл» к орбитальному космическому телескопу «Хаббл» выполнялись по орбитам с высотой около 600 км. Наиболее же часто пилотируемые полёты выполняются на высотах от 200 до 300 км, именно на таком удалении от Земли совершает свой полёт и современная Международная космическая станция.

Описание Править

По состоянию на 2005 год пилотируемые космические полёты выполняются в России, США и КНР. Доставка человека в космос выполняется при помощи космических кораблей. Долговременное пребывание людей на орбите Земли обеспечивается за счёт использования орбитальных космических станций. В настоящее время человечеством используются следующие космические корабли и орбитальные станции:

Помимо перечисленных космических аппаратов для полёта и проживания людей в космическом пространстве создавались и использовались:

Американское космическое агентство НАСА планирует возобновить пилотируемые космические полёты на Луну к 2020 году (американская лунная программа была свёрнута в декабре 1972). Причем не позже 2008 ожидается начало отправки роботов на Луну для подготовки высадки пилотируемых миссий. Европейское космическое агентство планирует отправить людей на Луну между 2020 и 2025 годами.

Кроме США, России и Китая программы по самостоятельному запуску человека в космос имеют и другие страны мира. Индийский парламент недавно профинансировал работу Индийской организации космических исследований (Indian Space Research Organization) по доставке человека в космос к 2008 году. Япония объявила о программе пилотируемого полёта к Луне до 2025 года.

Космический полёт в литературе Править

См. также Править

Литература Править

  • Космический полёт в литературе // Космонавтика : Маленькая энциклопедия ; Главный редактор В.П.Глушко. 2-е издание, дополнительное — Москва: "Советская энциклопедия", 1970 — C. 218-219
da:Bemandet rumfart

de:Bemannte Raumfahrt en:Human spaceflight es:Vuelo espacial tripulado fi:Miehitetyt avaruuslennot he:אדם בחלל hu:Űrrepülés id:Misi luar angkasa berawak ja:有人宇宙飛行 pl:Załogowy lot kosmiczny zh:载人航天