ФЭНДОМ

Приднестровская Молдавская Республика
Република Молдовеняскэ Нистрянэ
Придністровська Молдавська Республіка
Transnistria State Flag 100pxpx
Флаг Герб
Гимн: «Мы славим тебя, Приднестровье»
300x300pxpx
Основано 2 сентября 1990 года
Официальные языки

русский, молдавский, украинский

Столица

Тирасполь

Крупнейшие города Бендеры, Рыбница
Форма правления Президентская республика
Президент
Вице-президент
Глава парламента
Смирнов, Игорь Николаевич
Королёв, Александр
Шевчук, Евгений Васильевич
Территория
• Всего

4 163 км²
Население
• Оценка (2004)
Плотность

555 500 чел. чел.
133,4 чел./км²
Валюта

Приднестровский рубль

Интернет-домен

отсутствует*

Код ISO {{#property:p297}}
Код МОК {{#property:p984}}
Телефонный код +373 5 и 373 2
Часовые пояса +2
 Обычно используются .md и .ru
Ошибка скрипта

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР; молд. Република Молдовеняскэ Нистрянэ, РМН; укр. Придністровська Молдавська Республіка, ПМР) — непризнанное государство в юго-восточной части Европы. Граничит с запада с Республикой Молдовой, на востоке с Украиной. Выхода к морю не имеет. Общая протяжённость Государственной границы 816 км, в том числе с Республикой Молдовой — 411 км, с Украиной — 405 км.

Примечание: Статус Приднестровской Молдавской Республики не урегулирован. Тем не менее, демократически избранные органы власти ПМР признаются многими членами мирового сообщества как законные представители населения Приднестровья, располагающие полномочиями на ведение переговоров от их имени. Согласно точки зрения политологии, ПМР, обладая территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, вполне подходит под определение государства, наличие же или отсутствие факта международного признания никак не может влиять на наличие или отсутствие объективных признаков государственности.

История образования ПМР Править

Приднестровская Молдавская Республика была провозглашена, руководствуясь всенародным референдумом, на II-ом Чрезвычайном Съезде депутатов всех уровней Приднестровья, состоявшемся в Тирасполе 2 сентября 1990 года.

Исторической основой для восстановления государственности Приднестровья стало существование на этой территории с 1924 по 1940 годы Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) в составе УССР. В июне 1990 года официальные власти ССР Молдовы объявили незаконным и не имеющим юридической силы Пакт «Молотова-Риббентропа» и Акт Верховного Совета СССР о создании Молдавской ССР в 1940 году на основе Бессарабии и МАССР.

Административно-территориальное устройство Править

Приднестровская Молдавская Республика является унитарным государством. В административном отношении, территория Приднестровья, разделена на 5 районов — Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий и Слободзейский, а так же 2 города республиканского подчинения — Бендеры и Тирасполь.

Административная единица Административный центр
город Бендеры
город Тирасполь
Григориопольский район город Григориополь
Дубоссарский район город Дубоссары
Каменский район город Каменка
Рыбницкий район город Рыбница
Слободзейский район город Слободзея

Основная часть республики, за исключением города Бендеры и части Слободзейского района, лежит на левом берегу реки Днестра.

Девять населённых пунктов Приднестровья (села Варница, Дороцкое, Кочиеры, Кошница, Погребя, Пырта и др. ), как на левом так и на правом берегах, администрируются официальными органами Республики Молдовы.

Население Править

Численность Править

Приднестровская Молдавская республика относится к государствам с высокой плотностью населения (56 место в мире). До 1992 года сохранялась постоянная тенденция к его росту, однако с этого года начинается постоянное падение числа жителей. Среди трудоспособного населения преобладает мужское.

Национальный состав Править

Две трети населения Приднестровья составляют славяне (русские и украинцы, в меньшей степени болгары, белорусы и др.). Так же очень велика доля молдавского населения — около 30—40 %. В целом на территории Приднестровья насчитывается 35 национальностей, среди которых евреи, гагаузы, татары и др.

Вероисповедание Править

Основная часть населения исповедует православие. Однако присутствуют старообрядцы, католики, иудеи. Среди сектантских групп особо выделяются баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня. Население отличается большой терпимостью как к религиозным, так и к национальным различиям.

Государственные награды ПМР Править

Государственные праздники ПМР Править

Нерабочими праздничными днями в Приднестровской Молдавской Республики являются:

Дополнительными выходными днями (определяются по православному церковному календарю) в Приднестровской Молдавской Республики являются:

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней, выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Средства массовой информации ПМР Править

Телеканалы Править

  • «Первый республиканский» (ТВ ПМР) — оригинальные передачи на русском, молдавском и украинском языках. Официальный сайт
  • «Телевидение свободного выбора» (ТСВ) — оригинальные передачи на русском языке.
  • «Бендерское телевидение» (БТВ) — оригинальные передачи на русском, молдавском и украинском языках. Ретрансляция российского телеканала НТВ.

Радиостанции Править

  • «Радио Приднестровья» — частота 999 кГц, Григориополь. Оригинальные передачи на русском, молдавском и украинском языках. Ретрансляция других радиостанций. Вещание на европейскую часть бывшего СССР.
  • «Интер ФМ» — частота 107,7 МГц. Музыка, развлекательные передачи, новости на русском языке. Единая частота вещания на территории всего Приднестровья. Официальный сайт

См. также: Радиостанции Тирасполя.

Пресса Править

Информационные агентства Править

Уроженцы Приднестровья Править

Ссылки Править

Министерства и ведомства Править

Суды Править

Банки Править

Предприятия Править

Спорт Править

Другое Править

История региона Править

См. статью Приднестровье.

Конфликт (хронология) Править

Кризис 2004 Править

См. Приднестровский конфликт

Мирное урегулирование Править

За прошедшие годы молдавские и приднестровские власти несколько раз предпринимали попытки наладить отношения. Стороны почти смогли договориться в 2003 году на базе плана урегулирования, предложенного Дмитрием Козаком, занимавшим в то время пост заместителя руководителя администрации президента РФ. По этому плану Молдавия должна была стать «асимметричной федерацией», а ПМР и Гагаузия получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий. Молдавия обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение российских войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве «гарантов» урегулирования конфликта. Буквально в последний момент, под давлением ОБСЕ и студенческих протестов, президент Молдавии Владимир Воронин отказался от подписания соглашения, заявив, что оно даёт односторонние преимущества ПМР и имеет скрытую цель — признание независимости Приднестровья. Переговоры возобновились лишь в 2005 в рамках региональной организации ГУУАМ на базе предложений, представленных украинским президентом Виктором Ющенко.

Согласно новому плану, до августа 2005 парламент Молдавии должен был принять закон об особом статусе Приднестровья, по которому региону должны быть оставлены флаг, герб и три государственных языка — русский, украинский и молдавский. В случае если Молдавия перестанет быть самостоятельным государством, Приднестровье сможет выйти из её состава. В декабре 2005 ПМР под контролем международных наблюдателей должна была провести досрочные выборы в парламент, а Молдавия обязывалась признать их результаты. Затем Молдавия и ПМР при участии России, Украины и ОБСЕ должны были провести разграничение полномочий между сторонами в рамках закона о статусе Приднестровья. Молдавия должна была затем подписать международный договор, обязывающий её исполнять закон о Приднестровье. Гарантами должны были стать Россия, Украина, ОБСЕ и, возможно, ЕС и США.

«План Ющенко» допускал прямое общение представителей мирового сообщества с ПМР без участия Молдавии. Документ не содержал требований вывода российского воинского контингента с территории ПМР, на котором настаивает Молдавия.

22 июля 2005 парламент Молдавии одобрил законопроект о статусе Приднестровья, практически полностью дискредитирующий миротворческий план Виктора Ющенко. Согласно документу, российские миротворцы должны покинуть регион до 31 декабря 2006, а Приднестровье лишается статуса суверенного государства и входит в состав Молдавии на правах автономии. Статус Приднестровья определён как «административно-территориальное образование в форме республики в составе Республики Молдавия». Регион должен войти в единое экономическое, таможенное и валютное пространство Молдавии, но получит собственную конституцию и правительство, сформированное Верховным советом Приднестровья — законодательным органом, который будет избираться всенародным голосованием. Этот закон был сдержанно-негативно оценен посредниками в урегулировании (Россия, Украина, ОБСЕ).

2006 — кризис и перспективы Править

В мае 2006 были проведены консультации российского МИДа с президентами Приднестровья и Абхазии.

В июне 2006 президент ПМР Игорь Смирнов заявил, что Приднестровье готово занять место Молдавии в составе СНГ в случае её выхода из Содружества.

В июне 2006 главы ПМР, Абхазии и Южной Осетии на саммите в Сухуми дополнительно к Содружеству непризнанных государств (СНГ-2) заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи и подписали Декларацию о создании Сообщества за демократию и права народов, которые предполагают не только экономическое и политическое сотрудничество между республиками, но и создание коллективных миротворческих вооружённых сил, которые смогут заменить российских миротворцев и совместно отражать возможные силовые акции «малых метрополий» и попытки разрешения ситуации военным путём.

В июне 2006 президент и МИД России объявили, что судьба непризнанных государств должна определяться волей их населения на основе права на самоопределение.

Референдум о независимости Приднестровья Править

17 сентября 2006 на территории ПМР был проведён референдум, на который было вынесено два вопроса: «Считаете ли вы возможным сохранение курса на международное признание Приднестровья и вхождение в состав России?» и «Считаете ли вы возможным вхождение Приднестровья в состав Молдавии?». Молдавия, ОБСЕ, Европейский Союз и ряд других международных организаций заранее объявили референдум незаконным.

За независимость Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и её последующее свободное присоединение к Российской Федерации (РФ) высказались 97 % граждан Приднестровья, принявших участие в референдуме. Против интеграции с РФ проголосовали 2,3 % избирателей.

За отказ от курса на независимость ПМР и последующее вхождение республики в состав Молдавии высказалось 3,4 % граждан Приднестровья, а против такой интеграции высказались 94,6 % участников референдума. 2 % избирателей не смогли определиться с выбором.

По официальным данным ЦИК Приднестровья, в референдуме 17 сентября 2006 г. приняли участие 78,6 % граждан, имевших право голоса, или около 306 тыс. из 389 тыс. человек.

Шаблон:Административное деление ПМР Шаблон:СНГ2

ast:Transnistria

ca:Transnístria cs:Podněstersko de:Transnistrien en:Transnistria es:Transnistria et:Transnistria fi:Transnistria fr:Transnistrie he:טרנסניסטריה id:Transnistria it:Transnistria ja:沿ドニエストル共和国 ka:დნესტრისპირეთი ko:트란스드네스트르 lt:Padniestrė lv:Piedņestras Moldāvu Republika mo:Република Молдовеняскэ Нистрянэ nl:Transnistrië no:Transnistria pl:Naddniestrze pt:Transdniestria ro:Republica Moldovenească Nistreană sv:Transnistrien uk:Придністровська Молдавська Республіка zh:德涅斯特河东岸共和国