ФЭНДОМ

Формы правления, политические режимы и системы
Портал:Политика · править

Респу́блика (лат. res publica, «общественное дело») — это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике присущи следующие признаки:

  • Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента, и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
  • В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
  • Преимущественный приоритет прав личности над государственными.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

  • как избирается парламент,
  • как формируется правительство,
  • какой объём правомочий принадлежит президенту.

Различают

bg:Република ca:República de:Republik en:Republic eo:Respubliko es:República fr:République he:רפובליקה is:Lýðveldi it:Repubblica (forma statuale) ja:共和制 la:Res Publica nds:Republiek nl:Republiek pl:Republika pt:República simple:Republic sl:Republika sr:Republika sv:Republik uk:Республіка