Ри́мская ку́рия (лат., ит. Curia Romana) — главный административный орган Святого Престола и Ватикана и один из основных в католической церкви. Отдельные ведомства Римской курии от имени и властью папы римского отвечают на вопросы, рассматривают предложения, апелляции, жалобы или просьбы, направленные в адрес Святого Престола, выносят распоряжения, решения или приговоры, выступают с различными инициативами и т. д. В рамках Курии можно, равно как отдельные административные акты других ведомств, также обжаловать перед высшим трибуналом апостольской сигнатуры судебные решения верховного суда по церковным делам.

История

Первоначальными помощниками Западной Церкви были духовные лица из Римского диоцеза и епископы, вскоре появился ряд папских сотрудников — нотариусы, апостольские адвокаты, палатинские дьяконы и судьи, папские капелланы и др., позже стали образовываться постоянные ведомства типа пенитенциарии, канцелярии, апостольской палаты или папской канцелярии, чуть позже возникла коллегия кардиналов. Реформу разросшейся администрации провёл папа Сикст V, придавший ей ограниченные юридические полномочия и обнародовав в 1588 апостольскую конституцию «Immensa aeterni Dei». В ХХ веке курия реформировалась трижды. Первый раз — после провозглашения апостольской конституции Пия X «Sapienti consilio» в 1908, которая без изменений была подтверждена «Кодексом канонического права» 1917. В конституции различалось 3 категории ведомств: конгрегации, трибуналы и управления. В постановлении «Christus Dominus» (9) Второго Ватиканского собора было выражено желание, чтобы они были подвергнуты реорганизации и интернационализации, то есть привлечения в них некоторых епископов поместных Церквей и светских представителей из верующих. Эти рекомендации удовлетворил Павел VI, огласивший 15 августа 1967 апостольскую конституцию «Regimini Ecclesiae universae». Последняя реформа, начатая Павлом VI, начала подготавливаться в 1974 и была завершена в духе соборной экклезиологии апостольской конституцией Иоанна Павла II «Pastor bonus» от 28 июня 1988. Согласно статье 38, каждое ведомство курии обязано было разработать особый устав или специальные нормативы и представить их для публичного ознакомления. Конституцию дополнили два motu proprio — «Iusti iudicis» той же даты (о куриальных адвокатах) и «Nil primo anniversario» от 1 января 1989 (об учреждении Управления делами Апостольской Столицы и его статусе и об общем уставе курии, одобренном папой 4 февраля 1992).

Структура

В настоящее время Римская Курия состоит из:

  • Государственного секретариата Святого Престола, который в свою очередь состоит из 2 секций (1-я секция - общих дел, 2-я секция - по отношениями с государствами), 9 конгрегаций, включающих 4 комиссии, 3 трибуналов, 9 папских комиссий и 11 папских советов. Помимо этого есть также синод епископов, кадровая служба, несколько служб, а также исторически сложившиеся учереждения.

Конгрегации

Трибуналы

Папские советы

Папские комиссии и комитеты

Папские Службы

Другие учреждения

Нынешний состав Римской курии

Должности указаны на ноябрь 2006:

Ссылки

  • Официальный сайт Святого Престола The Holy See [1]
  • Римская курия (на русском) [2]

be:Рымская Курыя de:Kurie en:Roman Curia eo:Roma kurio es:Curia Romana fr:Curie romaine it:Curia Romana ja:ローマ教皇庁 ko:로마 교황청 la:Curia Romana nds:Kurie nl:Romeinse Curie no:Den romerske kurie pl:Kuria Rzymska pt:Cúria Romana sv:Kuria uk:Римська Курія