Ричард Филлипс Фейнман (англ. Richard Phillips Feynman произносится Файнмен, 11 мая 1918, Нью-Йорк15 февраля 1988, Лос-Анджелес, Калифорния) — выдающийся американский физик; один из основателей квантовой электродинамики и квантовой информации; в 19431945 входил в число разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе; разработал метод интегрирования по траекториям в квантовой механике (1938), а также метод диаграмм Фейнмана (1949) в квантовой теории поля, с помощью которых можно объяснять превращения элементарных частиц; предложил партонную модель нуклона (1969), теорию квантованных вихрей; реформатор методов преподавания физики в вузе; лауреат Нобелевской премии по физике (1965, совместно с С.Томонагой и Дж.Швингером); интереснейший, остроумный человек сложной судьбы.

Детские годы и юность[править | править код]

Ричард Фейнман: "Какое тебе дело до того, что думают другие?"

Ричард Филлипс Фейнман родился в обеспеченной семье. Его родители, Мелвилл (Melville) и Люсиль (Lucille), жили в Фар Рокэвей, на юге Куинса в Нью-Йорке. Его отец решил, что если у него родится мальчик, то этот мальчик будет учёным. (В те годы от девочек, хоть они и могли де-юре получить академическую степень, не ожидалось научное будущее. Младшая сестра Ричарда Фейнмана, Джоан Фейнман, опровергла это мнение, став известным астрофизиком). Отец старался развить детский интерес Ричарда к познанию окружающего мира, подробно отвечая на многочисленные вопросы ребёнка, используя в ответах знания из областей физики, химии, биологии, часто ссылаясь на справочные материалы. Обучение не было давящим; отец никогда не говорил Ричарду, что он должен быть учёным. От своей матери Фейнман унаследовал зажигательное чувство юмора.

Свою первую работу Фейнман получил в 13 лет, ремонтируя радиоприёмники. Он приобрёл известность среди соседей, потому что, во-первых, чинил радиоприёмники быстро и качественно, а во-вторых, пытался найти причину неисправности логически, по симптомам, перед тем, как приступал к разборке аппарата. Соседи восхищались мальчиком, который думал перед тем, как разобрать радиоприёмник.

Работа в Лос-Аламосе[править | править код]

В Лос-Аламосе Фейнман принимал участие в разработке атомной бомбы (см. Проект Манхэттен). На момент набора персонала Фейнман всё ещё учился в Принстоне, и ему подал идею вступить в проект знаменитый физик Роберт Уилсон (Robert Wilson). Поначалу Фейнман не горел желанием работать над атомной бомбой, но потом подумал, что будет, если нацисты изобретут её первыми, и присоединился к разработке. В то время, когда Фейнман работал в Лос-Аламосе, его жена Арлин находилась в больнице города Альбукерке (Albuquerque) неподалёку, и каждые выходные Фейнман проводил с ней.

Во время работы над бомбой Фейнман приобрёл неплохие навыки взломщика сейфов. Он убедительно доказал недостаточность принимаемых мер безопасности, выкрадывая всю информацию по разработке атомной бомбы из сейфов других сотрудников — абсолютно всю, от технологии обогащения урана и до руководства по сборке бомбы. Правда, эти документы были нужны ему для работы. Но сам факт взлома сейфов с настолько важной информацией взломщиком-любителем убедительно доказывает, как тонок волосок, на котором висит наша цивилизация.

Послевоенное время и основной вклад в науку[править | править код]

С 1950-х Фейнман работал исследователем в Калифорнийском технологическом институте. После войны и смерти жены Фейнман чувствовал себя опустошённым, поэтому его не переставляло удивлять количество писем, предлагающих ему посты на кафедрах университетов. В конце концов он даже получил приглашение в Принстон — а там преподавали такие гении, как Эйнштейн. Выдохшийся Фейнман решил, что если мир хочет его, он его получит, а оправдаются ожидания мира заполучить великого физика или нет — это не его [Фейнмана] проблема. Как только Фейнман прекратил сомневаться в себе и ставить себе какие-то рамки и цели, он снова почувствовал прилив сил и вдохновения. Тогда же Фейнман пообещал себе не работать с тем, с чем он не сможет поиграть.

Фейнман продолжил работать над собственной теорией квантовых превращений. Кроме того, он совершил прорыв в понимании физики сверхтекучести, применив к этому явлению уравнение Шрёдингера. Это открытие, вкупе с объяснением сверхпроводимости, полученным тремя другими физиками немного ранее, дало новый толчок в физике низких температур. Помимо этого, Фейнман работал вместе с Мюрреем Гелл-Манном (Murray Gell-Mann), первооткрывателем кварков, над теорией «слабого распада», лучше всего проявляющегося в бета-распаде свободного нейтрона на протон, электрон и антинейтрино. Эта работа фактически позволила открыть новый закон природы. Фейнман высказал идею квантовых вычислений.

В 1959 году учёный произнёс речь под названием «Внизу есть очень много места», где призывал учёных осознать потенциал микротехнологии – сейчас это получило название «нанотехнологии».

В 1960-х по просьбе академии Фейнман потратил три года на создание нового курса физики. Результатом был учебник «Фейнмановские лекции по физике», который и по сей день считается лучшим учебником для студентов-физиков.

Участие в психологических экспериментах[править | править код]

В 1960-х годах Фейнман участвовал в экспериментах своего друга Джона Лилли по сенсорной депривации. При этом наступали видения, однако ничего особо интересного Фейнман не почувствовал. В ходе экспериментов Фейнман даже курил марихуану, однако провести опыт с ЛСД он отказался, опасаясь повредить свой мозг.

Разгадка катастрофы шаттла «Челленджер»[править | править код]

В 28-го января 1986 Национальное Аэрокосмическое Агентство запустило космический челнок многоразового использования «Челленджер». Это было последнее использование этого космического корабля; он взорвался через 73 секунды после отрыва от стартового стола. Для расследования причин катастрофы была создана президентская комиссия, и Гвинет убедила мужа участвовать в расследовании. Фейнман докопался до причины проблемы: ракетные ускорители первой ступени, поднимавшие сам челнок и огромный топливный бак, состоят из цилиндрических секций, соединения которых были защищены резиновыми кольцами. Из-за вибрации соединение немного меняло свою форму, и становилась критической эластичность резины, способность кольца быстро закрыть образовавшуюся щель. Однако, как было выяснено в ходе эксперимента, проведённого Фейнманом при помощи кольца с модели космического челнока, пассатижей и стакана со льдом, при низких температурах кольцо теряло свою эластичность. Нарушение герметичности позволило горячим газам из ускорителей вырваться наружу не через сопла, пережечь защитный кожух огромного топливного бака с жидким водородом и вызвать взрыв. Именно это и случилось 28-го января, когда низкая температура воздуха повлияла на эластичность резиновых уплотнений.

Эксперимент, продемонстрированный по телевидению в прямом эфире, вскрыл не только технологическую проблему уплотнителей. В НАСА знали о том, что запуск ракеты при низкой температуре воздуха чреват катастрофой, но решили рискнуть. Техники и обслуживающий персонал, тоже знавший о возможной катастрофе, были принуждены к молчанию. Жизни семерых астронавтов и многомиллионный космический корабль были принесены в жертву политическим амбициям руководства НАСА, которому было важно запустить челнок именно 28-го января, и финансовым затратам на подготовку стартового стола.

Библиография[править | править код]

  • Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! (Surely You’re Joking, Mr. Feynman)
  • Какое тебе дело до того, что думают другие? (What do You Care What Other People Think?). - Москва-Ижевск: РХД. - 2001. - 208с. ISBN 5-93972-090-0
  • Квантовая механика и интегралы по траекториям (Quantum Mechanics and Path Integrals)
  • Фейнмановские лекции по физике (The Feynman Lectures on Physics)
  • Лекции по вычислениям (Lectures on Computation)
  • Шесть легких частей (Six Easy Pieces)
  • Красная книга лекций (Red Book Lectures)
  • Шесть не таких легких частей (Six Not So Easy Pieces)

Популярные лекции[править | править код]

Ссылки[править | править код]