Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (17 (29) января 1870, с. Истобенск, Вятской губернии22 июня 1939, Ленинград) — русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», АХРР, член-учредитель Ленинградского Союза художников, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Биография[править | править код]

Аркадий Александрович Рылов вырос в семье отчима — нотариуса (родной отец был психически болен).

Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888—1891) и у Константина Крыжицкого. Затем в 18941897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи. Участвовал в создании объединений «Мир искусства», Союз русских художников. С 1915 года — академик живописи.

В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.

А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи.

С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств[1], с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). Сотрудничал в журнале «Чиж».

После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой. А. А. Фёдоров-Давыдов называл Рылова "выдающимся советским пейзажистом", а его картину "В голубом просторе" (1918, ГТГ) рассматривал в ряду "тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи".[2] После образования в 1932 году ЛОССХ Рылов участвовал во всех его крупнейших выставках, начиная с Первой выставки ленинградских художников 1935 года.[3] Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920-1930-х годов.[4]

В качестве профессора ЛИЖСА Рылов внёс большой вклад в подготовку новых поколений художников, оказав прямо или опосредованно влияние на состояние и развитие советской пейзажной живописи в последующие десятилетия. Достаточно сказать, что среди его учеников были такие известные мастера этого жанра как А. М. Грицай, Б. В. Щербаков, Н. Е. Тимков. Своим "учителем" и "любимым художником" называет Рылова известный ленинградский и петербургский художник Н. Н. Галахов, чья учёба в ЛИЖСА и последующее творчество в жанре пейзажа пришлись уже на послевоенные десятилетия.[5][6]

Ученики[править | править код]

Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904)[7], «В голубом просторе» (1918) и «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» (1934)[8]. Другие его работы:

См. также[править | править код]

Память о художнике А. А. Рылове[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Дом художников на Большой Морской. Автор—составитель Ю. М. Иваненко. СПб, 2011. С. 21.
  2. Фёдоров-Давыдов, А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975. С. 500—501.
  3. Каталог первой выставки ленинградских художников. Л.: ГРМ, 1935.
  4. Живопись первой половины ХХ века (Н—Р) / Альманах. Вып. 404. СПб.: Palace Editions, 2013. С.243—254.
  5. Галахов, Н. Н. Это Родина моя. СПб: Арт-Центр, 2009. С. 26.
  6. А. Васильева. Ода величественной красоте Русского Севера. Николай Галахов / Современный художник, 2014, № 2. С. 70.
  7. Зелёный шум
  8. В голубом просторе
  9. О присвоении Вятскому художественному училищу имени А.А. Рылова / Постановление администрации Кировской области от 23.11.1998 N 476

Источники[править | править код]

  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Пейзаж в русской живописи XIX — начала ХХ века // Искусство. 1957, № 1.
  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Картина А. Рылова «В голубом просторе» // Искусство. 1957, № 8.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. А. А. Рылов. — М.: Сов. художник, 1959. — 220 с. (см. ISBN )

  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975.
  • Дом художников на Большой Морской. Автор—составитель Ю. М. Иваненко. СПб, 2011.
  • Живопись первой половины ХХ века (Н—Р) / Альманах. Вып. 404. СПб.: Palace Editions, 2013.

Ссылки[править | править код]