Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.

Секуляризация сопровождается отделением религии от государства и школы, признанием права человека на свободу совести.

Впервые термин «секуляризация» был применён в XVII веке и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление.

В настоящее время термин «секуляризация» используется в двух значениях. Часто под секуляризацией понимается уменьшение религиозности населения, выражающееся в снижении посещаемости культовых сооружений, отходе от строгого следования религиозным обрядам, распространении атеизма и т. д.

Однако социологи используют термин «секуляризация» в другом значении: как переход от религиозного регулирования общественных и государственных институтов к рационалистическому обоснованию их деятельности. При таком определении рост индивидуальной религиозности не противоречит секуляризации — до тех пор, пока религия остаётся свободным выбором индивида, а государственные органы не обосновывают свои решения религиозными нормами. Например, усиление религиозности в связи с массовым распространением протестантизма в Южной Корее и Латинской Америке и ростом христианского фундаментализма в США не является отходом от секуляризации.

Секуляризация в истории[править | править код]

de:Säkularisation en:Secularization es:Secularización fr:Sécularisation he:חילון nl:Secularisatie pl:Sekularyzacja