Семипалатинск
Семей
Герб
Semsk.png
Страна:  Казахстан
Область:  Восточно-Казахстанская область
Аким:  Омаров Нурлан Сраилович
Основан:  1718
Геогр. координаты:  43° с. ш. 77° в. д. / 43° с. ш. 77° в. д. / 43; 77 (G) (O)
Площадь:  170 км²
Климат:  резко континентальный
Население  308,200 чел. (2007)
Семипалатинск на карте
Часовой пояс:  UTC+6
Телефонный код:  007 3222
Официальный сайт

Семипала́тинск (казах. Семей) — город в восточном Казахстане на реке Иртыш; население 308 200 человек (2007).

Семипалатинск — один из старейших городов Казахстана. Находится на главной водной артерии Казахстана — реке Иртыш, занимает территорию площадью 210 км2. До мая 1997 года (массовое административное сокращение городов и областей в Казахстане) был центром ныне упраздненной Семипалатинской области, ныне входит в состав Восточно-Казахстанской области. Является крупным железнодорожным узлом, связывающим Россию с южным и восточным регионами Казахстана. Имеет аэропорт и речной порт.

Согласно легенде, название города произошло от семи могил — палат, расположенных возле первого русского укрепления, положившего начало городу. Также недалеко от города расположены горы Семейтау, но не понятно то ли горы дали название городу, то ли наоборот.

История[править | править код]

Семипалатинская крепость была основана Василием Чередовым в 1718 в году на 18 км ниже по Иртышу от современного положения города. Крепость была расположена на берегу Иртыша среди живописного соснового бора. Сейчас это место называется «Старая Крепость» и зимой там на лыжах и санках катаются семипалатинцы.

В конце XIX века был местом политической ссылки. В 50-е гг. XIX в. в Семипалатинске состояли на военной службе Ч. Ч. Валиханов и сосланный Ф. М. Достоевский. Здесь также учился и периодически жил Абай Кунанбаев. Окончил учительскую семинарию и Мухтар Омарханович Ауэзов. Историю Семипалатинска и его окрестностей исследовал известный историк и географ Абрамов, Николай Алексеевич.

Советская власть была установлена 16 февраля 1918. В 1918-19гг. город захватывался белыми.

В 1920-28 центр губернии, в 1928-32 — округа, с 1932 — Восточно-Казахстанской области, с 1939 — Семипалатинской области. В 1930 через Семипалатинск прошла Туркестано-Сибирская железная дорога.

В 1999 году указом Президента РК происходит объединение Семипалатинской и существовавшей Восточно-Казахстанской областей в Восточно-Казахстанскую область, сделав последнюю наибольшей по площади в Казахстане. Согласно слухам в выборе столицы новой области чаша весов долго колебалась между Семипалатинском и Усть-Каменогорском, двумя равными по размеру, но очень разным экономическим значением городами. В итоге центром был выбран Усть-Каменогорск, и Семипалатинск утратил статус областного центра, став обычным городом в степи.

Население[править | править код]

Год 1881 1897 1910 1926 1939 1959 1979 1989 1999 2007
Население (тыс. чел.) 17,820 26,353 34,400 56,100 109,700 149,800 270,400 317,100 269,600 308,200

Население Семипалатинска динамично росло, всё время с момента основания, вплоть, до разрушения СССР. С 1991 года русские из города уезжают. Экономические реформы вызвали кризис сельского хозяйства. Ликвидация колхозов и совхозов привела к катастрофическому падению уровня жизни сельского населения и его оттоку в город.

Промышленность[править | править код]

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает следующие сведения о Семипалатинске и Семипалатинском уезде на момент начала 20-го века:

… 31965 жителей (магометан 41 %, православных 58 %); паровые мельницы; 3 больницы, 2 библиотеки, областной музей; 18 учебных заведения с 1954 учащимися; телефон. Городские расходы 98 тыс. руб.; … Уезд; в восточной ч. области; степь частью черноземная, частью глинисто-солонцеватая; 64479 кв. в.; 157 тыс. жителей; киргизов (78 %), оседлого населения киргизского и русского 30 %; земледелие, скотоводство, пчеловодство, рыболовство.

За советский период истории города была создана многоотраслевая мощная промышленность. Наибольшее развитие получили лёгкая и пищевая отрасли. Был построен большой (третий по Союзу) Семипалатинский мясоперерабатывающий комбинат, производивший высококачественную продукцию, в частности исключительно вкусную тушенку, большая часть которой шла на обеспечение армии.

Легкая промышленность города была представлена швейной фабрикой «Большевичка», Перчаточной фабрикой, комвольно-суконным комбинатом и др. Как и пищевые предприятия, эта отрасли промышленности ориентировалась на переработку продуктов местного животноводства. В чистой и мягкой воде Иртыша мылась шерсть аж из Австралии.

Интенсивно развивалась горнообогатительная отрасль. Были открыто и интенсивно отрабатывались многочисленные месторождения золота расположенные в Семипалатинской области. Среди открытых в то время месторождений следует особо выделить месторождения Бакырчик, Суздаль, Большевик.

Другое крупное предприятие — Цементный Завод производил цемент главным образом для нужд Семипалатинского ядерного полигона.

Развал Советского Союза, обретение Казахстаном независимости, начало рыночных реформ привели к почти полной ликвидации промышленности в Семипалатинске. Разом стали основные заводы. Затем они были непонятно кем приватизированы, но рыночным собственникам мало что досталось. Основной сферой экономики стал сбор лома цветных металлов. В СССР цветмет никого не интересовал. Медные и алюминиевые запчасти, проволока, провода в огромных количествах выбрасывались, образуя целые свалки. В 90-е годы сбор и вывоз в Китай собранного лома цветных металлов стал основной отраслью города. Когда валяющийся цветмет закончился, пришла очередь вставших предприятий. В лом превращались работающие моторы, холодильные установки, трансформаторы, линии электропередач. Под напором дешевого китайского импорта и в следствие разрыва экономических связей, фактически перестают существовать Мясокомбинат, фабрика Большевичка. Цементный завод обрастает долгами, и поставщики электроэнергии отрубают ток в самом разгаре технологического процесса. В результате огромные печи непрерывного отжига приходят в полную негодность.

В это время одним из основных видов экономической деятельности становится челночная торговля товарами народного потребления из Китая, Турции и т.д. Семипалатинск становится крупным транзитным центром. В нём формируются караваны с цветметом и шкурами в Китай, сюда же привозят китайский ширпотреб, продукты и напитки. Приметой времени стала очень дешёвая китайская водка в пластиковых бутылках. Впрочем, этот рынок местные производители отвоевали быстро, Семипалатинский Виноводочный Завод и другие, новые предприятия по производству водки, получают бурное развитие.

Горнообогатительная отрасль перенесла кризис несколько легче. В 90-х годах началась разработка месторождения угля Каражира, открытого в 70-х годах, но законсервированного, так как расположено оно на территории ядерного полигона. В связи с появлением технологии кучного выщелачивания становится выгодной отработка окисленных руд золота, ранее не добывавшихся по причине низкого содержания. Новую жизнь получат месторождения Мукур, Джерек, Миялы и другие.

Пожалуй нельзя сказать, что город оправился от краха 90-х годов. Большинство крупных предприятий уничтожено, а новые почему-то не хотят появляться.

Архитектурные памятники[править | править код]

Семипалатинск — старый город с богатой историей. Один из интереснейших архитектурных объектов — здание краеведческого музея расположенное в доме губернатора Семипалатинского уезда. Также в городе расположен один из семи музеев Ф. М. Достоевского.

Инфраструтура[править | править код]

Файл:Semey Most.gif

Схема транспортной развязки нового автомобильного моста через Иртыш в Семипалатинске(показана красным цветом). Также на схеме приведено положение железной дороги(черная линия) и старого автомоста

Файл:Landsat semei.jpg

Семиплатинск.Изображение со спутника

Семипалатинск — важный траспортный узел. Он расположен на пересечении Туркестано-Сибирской железной дороги, реки Иртыш и многочисленных автодорог. Через Иртыш проходит три моста: один железнодорожный[1], построенный в начале 20-го века, два автомобильных моcта и понтонная переправа. Старый мост располагается в восточной части города. В середине 90-х годов он исчерпал свой ресурс и возникла острая необходимость строительства нового моста через Иртыш. Была создана понтонная переправа через остров Кирова и начато строительство нового моста.

Новый мост был построен на займы у Европейского Банка Реконструкции и Развития и госсредств. Длина главного пролёта моста составляет 750 м, общая длина 1086 м, ширина — 22 м. Строительство моста было начато в апреле 1998 года. По конструкции это висячий мост на двух опорах, аналогичный мосту Золотые Ворота в Сан-Франциско. Строительство, по японскому проекту, вели турецкие строительные компании, с участием местных строителей. Строительство закончилось в 2001 году.

См. также[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Шаблон:Города Восточно-Казахстанской области

cs:Semej de:Semei en:Semey fr:Semeï kk:Семей nl:Semey pl:Semipałatyńsk sl:Semipalatinsk sv:Semipalatinsk uk:Семипалатинськ