ФЭНДОМ

Шаблон:Населённый пункт КрымаСимферо́поль (укр. Сімферополь, Шаблон:Lang-qr) — столица и крупнейший город Крыма. Расположен в центре Крымского полуострова на реке Салгир. Название Симферополь (греч. Συμφερουπολη) означает в переводе с греческого «город пользы». Крымскотатарское название Aqmescit переводится на русский как «белая мечеть» (aq — белый, mescit — мечеть).

Физико-географическое положение Править

Файл:Симферопольское водохранилище.jpg

Симферополь расположен в предгорном Крыму, в ложбине образованной пересечением межгрядовой долины между Внешней (самой низкой) и Внутренней грядами Крымских гор и долины реки Салгир. На реке рядом с городом создано Симферопольское водохранилище. Благодаря такому расположению долина, в которой лежит город, продувается дующими с гор ветрами.

История Править

Официальной датой основания Симферополя считается 1784 год, однако многие историки оспаривают право этой даты считаться годом основания города.

Первые поселения человека на территории нынешнего Симферополя появились ещё в доисторическую эпоху, но наиболее известным из древних предшественников города является Неаполь-Скифский — столица позднескифского государства, возникший примерно в III веке до н. э. и предположительно разрушенный готами в III веке н. э. Развалины Неаполя находятся сейчас в районе Петровской Балки на левом берегу Салгира.

На протяжении раннего Средневековья крупного городского поселения на территории Симферополя не существовало. В период господства кыпчаков и Золотой Орды существовало небольшое поселение, называвшееся Керменчик (в переводе с крымскотатарского маленькая крепость, крепостца).

В период Крымского Ханства возник небольшой город Акмесджит (в русских источниках известный как Ак-Мечеть), который был резиденцией калги — второго человека в государстве после хана. Дворец калги находился на территории нынешнего парка «Салгирка» (он же Воронцовский парк). Кварталы, построенные в те времена, называются ныне Старым Городом. Этот район примерно ограничен улицами Ленина (до революции Губернаторская), Севастопольской, Крылова (Кладбищенская) и Красноармейской (Армейская). Старый Город отличается типичной для восточных городов планировкой с узкими короткими и кривыми улицами.

Файл:Simferopol-COA.gif

После вхождения Крыма в состав Российской Империи было решено основать центр образованной на большей части земель ханства Таврической области (позднее губернии) на месте Акмесджита. В 1784 году под руководством светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического на территории непосредственно примыкавшей к Акмесджиту (на левом берегу Салгира, там где ранее стояли полевые лагеря полководцев Василия Долгорукова-Крымского и Александра Суворова), началось строительство административных и жилых зданий и православного храма. Сейчас это часть города, ограниченная с трёх сторон улицами Розы Люксембург (Александро-Невская), Павленко (Инженерная) и Маяковского (Внешняя) и проспектом Кирова (ранее улица Салгирная) с четвёртой. Этот район отличается регулярной планировкой (прямые улицы, пересекающиеся под прямыми углами) и застроен в основном двухэтажными домами. Город, включавший в себя как вновь построенные кварталы, так и всю территорию Акмесджита, получил название Симферополь — в переводе с греческого «город пользы». Выбор греческого названия объясняется существовавшим во времена Екатерины II веянием называть новые города на присоединённых южных территориях греческими именами, в память о существовавших там в древности и в Средние века греческих колониях. С того момента Симферополь бессменно является административным центром Крыма.

Во время Гражданской войны в Симферополе располагалось несколько быстро сменявших друг друга большевистских и белых правительств, а после её окончания город стал столицей Крымской АССР. В 19411944 годах Симферополь пережил гитлеровскую оккупацию и депортацию крымскотатарского населения. В 1945 году после ликвидации республики стал центром Крымской области РСФСР, которая в 1954 году была передана УССР.

После восстановления республики в 1991 году город вновь обрёл столичный статус.

Динамика численности населения Править

  • 1792 — 2 000 чел.
  • 1839 — 7 000 чел.
  • 1864 — 17 000 чел.
  • 1887 — 38 000 чел.
  • 1897 — 49 000 чел.
  • 1914 — 91 000 чел.
  • 1926 — 88 000 чел.
  • 1939 — 143 000 чел.
  • 1959 — 186 000 чел.
  • 1970 — 249 000 чел.
  • 1989 — 364 700 чел.
  • 2001 — 363 600 чел.

Климат Править

Климат полусухой, тёплый, с мягкой зимой. Средняя температура января −0,5 °C, июля +21,2 °C. Среднегодовой уровень осадков 509 мм, среднее количество часов солнечного сияния 2469 в год. Зима с очень переменчивой погодой и часто сменяющими друг друга оттепелями и похолоданиями продолжается с 29 декабря по 25 февраля. На вегетационный период приходится 270 мм осадков.

Экономика Править

Симферополь — значительный промышленный центр. Главными отраслями являются машиностроение, пищевая и лёгкая промышленности. Всего в городе находится около 70 значительных предприятий, среди которых телевизионный завод «Фотон», завод «Пневматика», предприятие «Крымпродмаш», завод «Сантехпром», завод по выпуску бытовой техники «Фиолент», электростроительный завод, швейная и кожгалентерейная фабрики, предприятие «Эфирмасло», два консервных завода, кондитерская и макаронная (принадлежит российской компании «Евросервис») фабрики, заводы бытовой химии и пластмасс, предприятия «Крымстройматериалы» и «Крымнерудпром».

Файл:SimfiropolTrainStation.jpeg

Транспорт Править

Симферополь является важнейшим транспортным узлом Крыма. Большая часть сообщения республики с внешним миром происходит именно через Симферополь. В городе расположены железнодорожный вокзал, автовокзал, три автостанции, два аэропорта (один международного класса, другой — местного значения). Симферополь и Ялту соединяет самая длинная в мире (96 км) троллейбусная линия.

Образование и наука Править

В Симферополе расположена большая часть вузов Крыма, в том числе главный университет республики — Таврический Национальный Университет. Среди прочих заслуживают внимания аграрный, медицинский, экологический, индустриально-педагогический университеты, национальная академия природоохранного и курортного строительства. В городе расположено 12 средних специальных учебных заведений, 37 профтехучилищ, научно-исследовательские институты Крымской и Украинской Академии Наук (Институт Минеральных Ресурсов, Крымский филиал института археологии НАН Украины, Крымское отделение Института Востоковедения НАН Украины, Крымский центр гидрометеорологии, сейсмостанция), проекто-конструкторские учреждения («Крымпроект», «Черноморнефтегазпроект»).

Культура Править

В Симферополе действуют краеведческий, этнографический и художественный музеи, несколько театров: Русский академический драматеский театр им. Горького, Украинский театр драмы и музыкальной комедии, Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр, филармония, кукольный театр, цирк. Помимо этого в городе расположены предприятия туристического наравления: бюро путешествий и экскурсий компании Крымтур, турбаза Таврия.

Достопримечательности Править

В отличие от многих городов Крыма, Симферополь не так богат достопримечательностями и архитектурными памятниками. В городе находятся памятники героям Великой Отечественной войны, деятелям культуры и искусства, мемориал жертвам сталинской депортации 1944 года.

Среди памятников архитектуры выделяются небольшой дворец светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова и самое старое из ныне сохранившихся зданий Симферополя — мечеть Кебир-Джами 1508 года постройки.

Главный археологический памятник города — руины Неаполя-Скифского, находяшиеся, на сегодняшний день в весьма удручающем состоянии.

Ссылки Править

Шаблон:Населённые пункты Крымаar:سمفروبل bg:Симферопол cs:Simferopol de:Simferopol en:Simferopol eo:Simferopolo et:Simferopol fi:Simferopol fr:Simferopol he:סימפרופול it:Simferopoli ja:シンフェロポリ lmo:Simferopol mo:Симферопол nl:Simferopol no:Simferopol pl:Symferopol pt:Simferopol ro:Simferopol sv:Simferopol tr:Akmescit tt:Aqmescit uk:Сімферополь zh:辛菲罗波尔