ФЭНДОМ

Борис Слуцкий
Борис Слуцкий
Борис Слуцкий
Имя при рождении:

Борис Абрамович Слуцкий

Род деятельности:

поэт, переводчик

Награды:
  • Орден Отечественной войны 1 степени (1945)
  • Орден Красной Звезды (1944)
  • Орден Знак Почёта (1979)
  • Медаль В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина
  • Медаль За оборону Москвы (1944)
  • Медаль За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1945)
  • Медаль Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Медаль Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Медаль Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Медаль За освобождение Белграда (1945)
  • Медаль 50 лет Вооружённых Сил СССР
  • Медаль 60 лет Вооружённых Сил СССР

Бори́с Абра́мович Слу́цкий (7 мая 1919, Славянск — 23 февраля 1986, Тула) — русский поэт ХХ века, переводчик.

Биография и творчество Править

В 1922 г. вместе с семьёй переехал в Харьков. В 19371941 гг. учился в Московском юридическом институте (выпускные экзамены не сдавал), одновременно с 1939 г. — в Литературном институте им. Горького в поэтическом семинаре И. Л. Сельвинского (окончил в 1941 в первые дни войны). В марте 1941 года опубликовал первые стихи.

Участник Великой Отечественной войны. С июня 1941 рядовой 60-й стрелковой бригады, затем служил секретарём и военным следователем в дивизионной прокуратуре. С осени 1942 инструктор, с апреля 1943 старший инструктор политотдела 57-й армии. Несмотря на то, что был политработником, постоянно лично ходил в разведпоиски. На фронте был тяжело ранен. Войну закончил в звании гвардии майора. Стихи во время войны писал лишь эпизодически.

В августе 1946 г. из-за тяжёлых головных болей (вероятно, результат незалеченной контузии) комиссован, признан инвалидом II группы. 1946—1948 гг. провёл в основном в госпиталях, перенёс две трепанации черепа. Осенью 1948 г. вернулся к активным занятиям поэзией.

Составлял композиции на литературные и политические темы для Радиокомитета, иногда с текстами для песен. В 1951—1952 гг. привлечён Л. Озеровым и Д. Самойловым к поэтическому переводу.

Член СП СССР с 1957.

31 октября 1958 года выступил на собрании Союза писателей СССР против Бориса Пастернака[1], осудив публикацию романа «Доктор Живаго» на Западе[2]. Друзья поэта считают, что Слуцкий до конца своих дней так и не простил себя за это[3]. Револьд Банчуков пишет: «позднее Слуцкий скажет В. Кардину, не оправдывая себя: „Сработал механизм партийной дисциплины“»[4].

Одно из первых публичных выступлений Слуцкого перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году. Организовал его друг поэта, харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.

Вместе с несколькими другими «знаковыми» поэтами 1960-х годов появился в эпизоде «Вечер в Политехническом музее» в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»).

Файл:Boris Slutsky(grave).jpg

В 1966 году подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[5].

В феврале 1977 года умерла жена Слуцкого, Татьяна Дашковская, много лет страдавшая от рака лимфоузлов. Для Слуцкого это стало настоящим ударом, от которого он уже не оправился. За 3 месяца он написал более тысячи стихотворений, в том числе обращённых к жене, — и замолчал как поэт до конца жизни.[6]

Последние годы Слуцкий провёл в Туле у младшего брата Ефима; в течение продолжительного времени находился в психиатрической лечебнице. В публикациях своих произведений участия не принимал. Скончался 23 февраля 1986 года, похоронен на Пятницком кладбище в Москве. Спустя 7 лет рядом со Слуцким был похоронен его литературный душеприказчик Юрий Болдырев.

Награды Править

Оценка Править

Михаил Светлов еще в 1954 году на обсуждении стихов Слуцкого в секции поэзии Союза писателей сказал: «По-моему, нам всем ясно, что пришел поэт лучше нас».

“Именно Слуцкий едва ли не в одиночку изменил звучание послевоенной русской поэзии. Его стих был сгустком бюрократизмов, военного жаргона, просторечия и лозунгов. Он с равной легкостью использовал ассонансные, дактилические и визуальные рифмы, расшатанный ритм и народные каденции. Ощущение трагедии в его стихотворениях часто перемещалось, помимо его воли, с конкретного и исторического на экзистенциальное — конечный источник всех трагедий. Этот поэт действительно говорит языком ХХ века… Его интонация — жесткая, трагичная и бесстрастная — способ, которым выживший спокойно рассказывает, если захочет, о том, как и в чем он выжил”. (И.Бродский).

В формальном отношении Слуцкий стремится к синтаксически очень простой, приближающейся к прозе, структуре стиха и к естественному языку, обогащённому историческими элементами и бытовизмами. Он постоянно прибегает к приёму, возникающему от столкновения одинаково звучащих слов с разным значением — вплоть до рифмовки слов с одинаковыми корнями. Слуцкий пользуется повторами и ассонансами для членения стихов, частью состоящих из предложений, охватывающих целую строфу, частью — из лаконично сжатых строк, как правило, ориентированных на прозу[7].

Цитата Править

Интеллигентнее всех в стране
девятиклассники, десятиклассники:
ими только что прочитаны классики
и не забыты ещё вполне.

— Борис Слуцкий[8]

Интересные факты Править

  • Двоюродный брат Бориса Слуцкого — Меир Амит (при рождении - Меир Хаймович Слуцкий), израильский военный и государственный деятель, начальник военной разведки (1962—1963) и директор Моссад (1963—1968).
  • В своих воспоминаниях «О других и о себе» в главе «Как я описывал имущество у Бабеля» Слуцкий рассказывает, как он, студент второго курса Московского юридического института, оказался в квартире Исаака Бабеля вместе со старичком судебным исполнителем. Старичок называл Бабеля жуликом, который выдает себя за писателя, обещает киностудиям сценарии и не пишет их. В это время — шел 1938 год — будущий поэт зачитывался рассказами Бабеля. Борис Слуцкий, который много раз сетовал, что двадцать лет был «бесквартирным» в столице, тогда первый раз оказался в московской квартире. Хозяев дома не было. Открыла домработница. Обстановка оказалась такой бедной, что исполнитель и его помощник вернулись в прокуратуру с пустыми руками. Пишущую машинку, как инструмент писателя, они не имели право описывать, а картина на стене не показалась им вещью ценной. В следующем, 1939 году Бабеля арестовали, а в 1940-м расстреляли.
  • В «Заставе Ильича» (другое название — «Мне двадцать лет») режиссёра Марлена Хуциева Слуцкий сыграл самого себя. В фильме есть документальная сцена. В набитом до отказа зале Политехнического музея выступают самые известные поэты эпохи: Ахмадулина, Евтушенко, Вознесенский, Окуджава. Борис Слуцкий читает со сцены стихи погибших на войне товарищей — Павла Когана и Михаила Кульчицкого.
  • Слуцкий Б. А. был наставником известного поэта В. Смолдырева, продвигал его стихи в печать, на радио и телевидение[9].

Сочинения Править

  • Память, 1956
  • Время, 1959
  • Сегодня и вчера, 1963
  • Работа, 1964
  • Память. Избранное, 1965
  • Современные истории, 1969
  • Годовая стрелка, 1971
  • Доброта дня, 1973
  • Продленный полдень, 1975
  • Неоконченные споры, 1978
  • Избранное, 1980
  • Сроки, 1984
  • Стихи разных лет, 1988
  • Стихотворения, 1989
  • Судьба, 1990
  • Я историю излагаю…, 1990
  • О других и о себе, 1991
  • Собрание сочинений в 3-х тт., 1991

Литература Править

  • Ройтман Г. Л. Борис Слуцкий: Очерк жизни и творчества. — Tenafly: Hermitage Publishers, 2003.
  • Борис Слуцкий: воспоминания современников/ Горелик П. З., вступ.ст., сост. — СПб.: журнал «Нева», 2005. — 560 с. ISBN 5-87516-069-1
  • Горелик П., Елисеев Н. По теченью и против теченья… Борис Слуцкий: жизнь и творчество. М.: Новое литературное обозрение, 2009. ISBN 978-5-86793-704-1
  • Овчинников Д. Тульский "шестидесятник" // Молодой коммунар. - 2016, 18 ноября.

Примечания Править

  1. Иов после Освенцима // Новая Газета. — 23 Июня 2005. — № 44.
  2. Стенограмма общемосковского собрания писателей 31 октября 1958 года, председательствует С. С. Смирнов
  3. Револьд Банчуков Поэзия Бориса Слуцкого // «Вестник». — 25 мая 1999. — № 11(218).
  4. Револьд Банчуков Четыре судьбы // «Вестник». — 23 Июня 1998. — № 13(194).
  5. Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина
  6. Алиса Сопова Как Борис Слуцкий разлюбил Сталина и полюбил женщину // Донбасс.ua. — 06.05.2009.
  7. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С.386.
  8. Е. Бунимович Эфир программы «Народ против…». — 29.05.2008.
  9. Борис Слуцкий о Владимире Смолдыреве

Ссылки Править

Ошибка скрипта