Николай Семенович Стеллецкий (1862, слоб. Мурафа Богодуховского уе. Харьк. губ. - июль 1919, Сумы) - протоиерей, профессор, православный богослов.

Биография[править | править код]

Из семьи священника. Окончил Харьковскую духовную семинарию; Киевскую духовную академию (1888) со степенью кандидата богословия, был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Приняв сан священника, пастырское служение начал в Киевской Набережно-Никольской церкви. Одновременно - законоучитель в киевских гимназиях, цензор журнала "Юго-Западная школа". После защиты диссертации магистра богословия (1893), получил назначение в Киевский Софийский Собор.

В 1909 г. был избран профессором и зав. кафедрой богословия Имп. Харьк. ун-та. Одновременно - протоиерей Антониевской университетской церкви, профессор богословия Харьк. Высш. женск. курсов, Высш. женск. медицинск. курсов, Высш. коммер. курсов Харьк. купеч. общ-ва, председатель Совета Харьк. епарх. женск. уч-ща.

Летом 1919 г. взят как заложник Харьк. ЧК, вывезен и зверски убит в Сумах.

Доктор богословия (1914), профессор (1909), протоиерей. Награжден набедренником (1890), скуфией (1893), орденами Св.Анны III (1908) и II степ. (1912).

Научные интересы[править | править код]

"Настоящий труженик науки", преданный богословию "в высшей степени", за 30 лет пастырской деятельности Н.С.Стеллецкий опубликовал более 40 работ по богословию, истории Церкви, философии, истории литературы.
Сфера преимущественных интересов - нравственное богословие (т.ч. в сравнении с религиозно-философскими системами древности и философскими доктринами нач.ХХ ст.), история Церкви на Украине, социально-философские и моральные аспекты культурных и социально-политических течений нач. ХХ ст. (социализма, декадентства), духовное образование.

Сочинения[править | править код]

  • Странствующий украинский философ Григорий Савич Сковорода. К., 1894.
  • Харьковский коллегиум до преобразования.– К., 1895.
  • Протоиерей А. А. Самборский – законоучитель императора Александра I. К., 1897.
  • О значении Киева как религиозного центра православной России. К., 1897.
  • Значение Церкви и ее школы в решении вопроса о всеобщем образовании. К., 1898.
  • Князь А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. К., 1901.
  • Очерки нравственно-христианского нравоучения. К., 1901.
  • Религиозно-нравственное миросозерцание Гоголя // Труды Киевской духовной академии. К., 1902.
  • Современное декадентство и христианство. К., 1909.
  • Социализм – его история и критическая оценка с христианской точки зрения. К., 1905.
  • Новейший социализм и христианство. Х., 1912.
  • Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 1-2. Х., 1914-1916.

Библиография[править | править код]

Вера и разум. 1915. Т. 1.
Харьковские губернские ведомости.– 1914.– 26 июня, 16 ноября.
Южный край.– 1914.– 7 декабря.
Шудрик И. А. Жизнь, духовное наследие и мученическая смерть профессора, протоиерея Николая Стеллецкого (к 80-летию его трагической гибели) // Віра і розум.– № 1.– 2000 р.
Нариси з історії Харківського національного економічного університету: Монографія / Д.Ю.Михайличенко, В.Є.Єрмаченко, О.А.Сахно, Під заг. ред. В. С. Пономаренка. Х., 2005.