ФЭНДОМ

Файл:Coat of Arms of Taganrog (Rostov oblast) (1808).png

Таганро́ггород-порт в Ростовской области, на берегу Азовского моряТаганрогском заливе, в 70 км от Ростова-на-Дону).

Население 273,0 тыс. чел. (2005) (1860 − 21,3 тыс. чел., 1913 − 71,5 тыс. чел., 1971 − 254 тыс. чел.).

География Править

Таганрог расположен на юго-восточной части Миусского полуострова, вдающегося в Таганрогский залив Азовского моря, старая часть города расположена на мысу Таганий Рог. Географические координаты: 47°14' северной широты и 38°54' восточной долготы. Город расположен на равнинной, волнообразной местности, возвышаясь над уровнем моря на высоту примерно до 75 м. В черте города протекают два ручья: в районе рощи Дубки по балке Большая Черепаха и по балке Малая Черепаха.

Климат Править

Климат сухой, умеренно-континентальный с избытком тепла и относительным недостатком влаги. Среднегодовая температура — +9°С. Максимальные температуры июля − до +35−40 °С, минимальные температуры января − до −30°С. Характерны сильные ветры, сопровождаемые иногда нагонной волной, приводящей к подмыванию берега и оползням.

Файл:Peter2005.jpg

История Править

Археологические исследования, проведённые в 30-х годах ХХ века, установили что на месте нынешнего Таганрога в VI веке до нашей эры существовало греческое поселение Кремны, которое впоследствие было разрушено в результате многочисленных набегов кочевников. В эпоху активной колонизации итальянцами бассейна Чёрного моря пимерно в 13-м столетии нашей эры здесь был построен город-порт Пизано.

Первое упоминание о Таганроге датируется 12 сентября 1698 года. Таганрог был основан как крепость и гавань для военных судов по приказу Петра I. Позже это место стало называться Троецком на Таганьем рогу, затем Троицком, и наконец − Таганрогом. Строительство велось по проекту датчанина Рейонольд Рейгузина.

Первые годы сложились для города неудачно. По Прутскому мирному договору Россия обязалась разрушить гавань и город, что и было сделано в феврале 1712 года. Только в 1769 году в ходе русско-турецкой войны началось восстановление города по указанию Екатерины Великой. После основания Севастополя в 1783 году Таганрог потерял военно-стратегическое значение и превратился в крупнейший торговый порт России. Развитию города способствовала близость к сельско-хозяйственным районам. Шла торговля пшеницей, льном, паюсной икрой, пенькой. В Таганроге были открыты 15 иностранных консульств. В 1869 Таганрог был соединён железной дорогой с Харьковом и Ростовом-на-Дону.

В XIX веке город был центром торговли, с того времени сохранились интересные особняки итальянских и греческих купцов. Родина Антона Павловича Чехова (библиотека, театр и гимназия его имени), Фаины Георгиевны Раневской, Константина Аполлоновича Савицкого, Д. М. Синоди-Попова. В конце XIX века начала развиваться промышленность, были построены металлургический, котельный, машиностроительный заводы.

В годы Гражданской войны, с 1918 по 1920 в Таганроге располагалась Ставка генерала Деникина — Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Юга России.

Зимой 19171918 в Таганроге под вымышленным именем греческого подданного Мандусакиса скрывался видный военачальник Императорской армии генерал П. К. Ренненкампф. После отказа вступить в Красную Армию, генерал Ренненкампф был арестован ВЧК и расстрелян (1 апреля 1918). Коллекция китайского искусства, собранная Ренненкампфом, в настоящее время находится в Таганрогском краеведческом музее (Дворец Алфераки).

Файл:Taganrogmuseumofart.jpg

В 1920−24 Таганрог входил в состав УССР, в 1924 был передан РСФСР, с 1937 в составе Ростовской области.

С 20-х годов ХХ века в городе интенсивно развивалась промышленность. Развитие было прервано захватом Таганрога фашисткими войсками 17 октября 1941 года. Оккупация длилась 680 дней и окончилась 30 августа 1943 года.

Экономика Править

Таганрог — важный промышленный центр Юга России.

Градообразующее предприятие — Таганрогский металлургический завод (ОАО «ТАГМЕТ»): производство стали, стальных труб для нефтяной и газовой промышленности, товаров народного потребления.

Железнодорожная станция на линии ИловайскРостов-на-Дону. Таганрогский морской торговый порт обеспечивает перевалку металла и угля, зерна, нефтепродуктов.

В городе работают трамвайная и троллейбусная сети.

В городе развита машиностроительная промышленность: завод «Красный котельщик» (производство котельного оборудования для электростанций), «Прессмаш» (кузнечно-прессовое оборудование), «Виброприбор», комбайновый (выпуск зерноуборочных комбайнов), торгового оборудования, электротермического оборудования, «Прибой», судоремонтный, «ТагАЗ» (сборка легковых и коммерческих автомобилей) и т. д. Имеется ряд предприятий оборонной промышленности.

Файл:Alferaki Palace.jpg

Также имеется ряд предприятий химической (заводы — «Термопласт», лакокрасочный), лёгкой (кожевенный завод и другие) и пищевой (рыбный, мясной, кондитерский, мукомольно-крупяной заводы) промышленности.

В Таганроге находится штаб-квартира одного из ведущих экспортёров зерна, агропромышленной компании «Югтранзитсервис».

Культура, достопримечательности Править

ВУЗы:

Музеи, галереи:

Дворцы культуры:

  • Городской дом культуры;
  • Дворец культуры им. В.И. Ленина;
  • Дворец культуры з-да "Красный Котельщик";
  • Дворец культуры з-да "ПРИБОЙ";
  • Дворец культуры з-да им. Димитрова;

СМИ Править

См. также Править

Ссылки Править

ast:Taganrog

bg:Таганрог da:Taganrog de:Taganrog en:Taganrog eo:Taganrog es:Taganrog et:Taganrog fi:Taganrog fr:Taganrog it:Taganrog ja:タガンログ ka:ტაგანროგი ko:타간로크 nl:Taganrog no:Taganrog pl:Taganrog pt:Taganrog ro:Taganrog sk:Taganrog sl:Taganrog sv:Taganrog uk:Таганрог