ФЭНДОМ

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — совокупность методик анализа и решения изобретательских и исследовательских задач в широком спектре дисциплин.

Введение Править

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач разработана советским ученым Генрихом Саулович Альтшуллером. Первая работа по ТРИЗ была опубликована в 1956 год в [1].

Возможно ли научиться изобретать или это врожденный талант? Советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер (Генрих Альтов) убедил весь мир в такой возможности, разработав ТРИЗ.

Основная суть ТРИЗ — выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем.

Г. С. Альтшуллер совместно с Р. Б. Шапиро в 1946 год впервые осознали необходимость создания технологии, позволяющей отказаться от метода проб и ошибок и направленно искать решение. Они проанализировали тысячи патентов и выяснили, что техника развивается закономерно. Эти закономерности можно познать и использовать для развития систем и при решении изобретательских задач. Они также выяснили, что для решения сложных изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречия, т. е. определить корень проблемы и удалить этот корень.

Постулаты ТРИЗ Править

  1. Техника развивается по определённым законам.
  2. Для решения изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречия.
  3. Изобретательские проблемы можно классифицировать и решить соответствующим методом.

Г. С. Альтшуллер пришел к выводу, что фундаментом будущей теории изобретательства должны быть законы развития технических систем.

Альтшуллером была разработана система законов развития техники.

Изобретательское и рутинное мышление Править

Отличие изобретательского и рутинного (традиционного) мышления. При рутинном мышлении мы ищем компромисс. В изобретательском мышлении мы выявляем противоречие, лежащее в глубине проблемы. Углубляя и обостряя противоречие, мы определяем первопричины, породившие данное противоречие. Разрешая противоречие, получаем результат без недостатков.

Структура и функции ТРИЗ [2]Править

Функции ТРИЗ Править

Основные функции ТРИЗ
  1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
  2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
  3. Развитие качеств творческой личности.
Вспомогательные функции ТРИЗ
  1. Решение научных и исследовательских задач.
  2. Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.
  3. Выявление причин брака и аварийных ситуаций.
  4. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
  5. Объективная оценка решений.
  6. Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
  7. Развитие творческого воображения и мышления.
  8. Развитие творческих коллективов.

Структура ТРИЗ Править

  1. Законы развития технических систем (ТС)[3],
  2. Информационный фонд ТРИЗ,
  3. Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем[4],
  4. Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ[5],
  5. Методы развития творческого воображения.

Информационный фонд Править

Организации Править

Интернет Править

Литература Править

Использованная литература
  1. Альшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. — 1956, № 6. — с. 37-49. [6]
  2. Злотин Э., Петров В. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Тель-Авив, 1999 [7]
  3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — с.208 [8]
Рекомендуемая литература
  • Петров В. Основы теории решения изобретательских задач. — Тель-Авив, 2000 [9]
  • Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. — Тель-Авив, 2002
  • Петров В. Структура и функции ТРИЗ. [10]
  • Петров В. Алгоритм решения изобретательских задач. Учебное пособие. Тель-Авив, 1999. [11]
  • Петров В. Серия статей «Законы развития систем» [12]
  • Петров В. Структурный вещественно-полевой анализ [13]

См. также Править