Шаблон:Город Молдавии Тира́споль — город в Молдавии, важнейший политический, экономический и культурный центр Приднестровского региона, столица непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

История[править | править код]

Название города происходит от греческих слов Tiras (Днестр) и polis (город). После русско-турецкой войны 1787—1791 гг. был заключен Ясский мир, согласно которому Турция уступала России земли между Южным Бугом и Днестром — так называемую Очаковскую область.

Для укрепления новых границ империи в 1792 г. на левом берегу Днестра по особому указанию А. В. Суворова в рамках организации Днестровской линии была заложена крепость Срединная; строительство велось под непосредственным руководством генерала-майора русской армии де Волана. При земляной крепости Срединной был основан город Тирасполь (статус города с 1795). В связи с постройкой города жители села Суклея переселились на три версты ниже по Днестру. По переписи 1795 г. в городе проживало около 2,5 тыс. человек.

До 1795 г. Тирасполь был центром Очаковской области, а с 1806 г. стал уездным городом Херсонской губернии. В 1816 г. в городе насчитывалось около 5,3 тыс. жителей, к концу первой половины XIX в. — около 10 тыс.

С присоединением Бессарабии в 1812 г. и формальным лишением ее статуса автономии в 1828 г. военное значение города падает; в 1835 г. Тираспольская крепость была упразднена.

Толчком к развитию города послужила прокладка железной дороги от станции Раздельная до Тирасполя в 1867 г. и далее к Кишинёву в 1873 г. Железная дорога расширила сферы влияния города по многим направлениям, особенно значительно выросла торговля хлебом и вином, увеличилась территория Тирасполя.

Город начала XX века занимал центральную часть современного Тирасполя. Улица Покровская (ныне 25 Октября) была основной, здесь располагались административные и торговые учреждения, дома обеспеченных горожан. На северо-западной окраине размещались воинские казармы, на северо-восточной — железнодорожный вокзал.

Первая мировая война приостановила развитие города. В начале 1918 г. Румыния оккупировала Бессарабию, река превратилась во временную пограничную линию. Город неоднократно переходит из рук в руки, и наконец кавалерийская бригада Котовского устанавливает в городе власть большевиков. С 1929 по 1940 гг. Тирасполь стал столицей образованной Молдавской АССР (в составе УССР).

В 1920—1930-е годы здесь были построены консервные предприятия. В 1930 г. открыт Тираспольский институт народного образования — будущий Приднестровский университет, в 1936 г. — городской театр.

Во время Великой Отечественной войны румынские власти на захваченной территории между Днестром и Южным Бугом создали губернаторство Транснистрия, центром которого первоначально стал Тирасполь, оккупированный 7 августа 1941 г. За время оккупации в городе погибло более 4 тыс. человек (в том числе 1,5 тыс. евреев).

12 апреля 1944 г. Тирасполь был освобождён. Первое послевоенное десятилетие продолжался восстановительный период, позже началось формирование новых отраслей — машиностроения и легкой промышленности. В 1964 г. пущена Молдавская ГРЭС в пос. Днестровске (спутнике г. Тирасполя). Новые промышленные предприятия размещались в основном в специально оборудованных зонах, преимущественно севернее железной дороги, в так называемом «Кировском промышленном узле».

Ускоренное промышленное развитие изменило облик города. Уже к 1970 г. численность населения Тирасполя перевалила за 100 тыс. чел. Увеличивалась площадь территории города; близлежащие села влились в Тирасполь — Колкотовая Балка в 1957 г., Закрепостная Слободка в 1960 г.

Тирасполь динамично развивался вплоть до конца 1980-х гг. Высокие темпы промышленного производства, строительство новых индустриальных и инфраструктурных объектов способствовало притоку населения, как из районов Молдавии, так и из России и Украины. На территории, подчинённой Тираспольскому горсовету (куда входят также поселок Новотираспольский и г. Днестровск (статус города с 2002 г.) и село Кременчуг) в 1989 г. проживало более 200 тыс. человек.

2 сентября 1990 г. здесь была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. Согласно её конституции (раздел I, статья 13), Тирасполь является столицей республики.

Население[править | править код]

Тирасполь — второй по величине город в Молдавии после Кишинёва и крупнейший в Приднестровском регионе. Согласно данным переписи населения, проведённой в ПМР в ноябре 2004 г., население Тирасполя составило 159 163 человека, в том числе: — городское население — 158 069 человек, — сельское население — 1 094 человека (включая жителей села Кременчуг, расположенного на правом берегу Днестра, но административно подчинённого государственной администрации Тирасполя), в том числе мужчин — 72 240 чел. (45,4 %), женщин — 86 923 чел. (54,6 %).

Этнический состав, согласно данным переписи 2004 г., характеризуется преобладанием русских — 41,6 % и украинцев — 33,0 %. Молдаване составляют 15,2 %, представители других национальностей (в основном гагаузы, болгары, белорусы и евреи) — 10,2 %. В 1926 году население составляло 29,7 тыс. жителей, в том числе русские — 54,8 %, евреи — 29,4 %, а молдаване — 1,4 %.

Согласно данным переписи, 90,4 % жителей города приняли гражданство ПМР, при этом часть из них одновременно являются гражданами следующих государств: Республики Молдова — 16,2 %; Российской Федерации — 16,1 %, Украины — 12,4 %.

Экономика[править | править код]

Промышленность — основа городской экономики. В Тирасполе развиты легкая, пищевая промышленность и электротехническое машиностроение. Базой промышленности Тирасполя являются Молдавская ГРЭС (расположена в г. Днестровск, административно подчинённом Тирасполю), Предприятие юго-восточных электросетей, «Тираспольтрансгаз», производитель различных видов ткани АОЗТ «Тиротекс», НПО АО «Электромаш», ЗАО «Молдавизолит», АО «Тираспольский электроаппаратный завод», ЭЗ «Металлолитографии», винно-коньячный завод «Квинт», ГИПП «Типар», АО «Одема», ТПФ «Интерцентр Люкс», стеклотарный, кирпичный заводы и др.

Сильная зависимость хозяйства города от внешних связей при нерешённости проблемы статуса Приднестровья серьёзно тормозит развитие промышленности Тирасполя. Однако сохранение существующих производственных мощностей, наличие развитой инфраструктуры и дешёвой квалифицированной рабочей силы позволяет надеяться на возможность расширения производства.

Радио[править | править код]

Список радиостанций FM диапазона (87.50 — 108.00 МГц) в Тирасполе по состоянию на 10 февраля 2007 года.

Частота (МГц) Радиостанция Частота (МГц) Радиостанция
88.3 Tiraspol FM 88.8 Радио Шансон
89.3 Love Radio 89.6 Хит-FM
90.1 Ретро ФМ (Кишинёв) 90.5 Radio 7
91.5 Юмор FM 100.7 Radio ПМР / Маяк
101.1 Ретро ФМ (Кишинёв) 101.5 Би-Би-Си (обычно до 23.30) / Antena C (Каушаны)
102.0 Маленький Самаритянин (Каушаны) 102.6 Радио России
103.0 Русское радио (Каушаны) 104.0 Радио ПМР / Радио «Маяк»
104.6 Эхо Москвы 105.4 Дорожное Радио
105.8 Радио «Маяк» 106.1 Ретро ФМ? (ретрансляция кишинёвской версии через Бендеры)
106.3 Радио Record 106.8 Радио Молдова (Каушаны)
107.1 Динамит FM 107.7 Inter FM

Взрывы в 2006 году[править | править код]

6 июля 2006 года произошёл взрыв бомбы в маршрутном такси, в результате чего погибли 7 человек и более 30 получили ранения различной степени тяжести. Взрыв произошёл в момент, когда маршрутное такси и находившийся рядом троллейбус остановились на красный свет на перекрёстке улиц Одесской и Чапаева. Различные ранения получили также люди, находившиеся в троллейбусе. Взрыв был такой мощности, что куски маршрутного такси разбросало в радиусе 100 метров. Через несколько дней после трагедии эксперты заявили, что взрыв не был террористическим актом — по их мнению, самодельное взрывное устройство предназначалось для других целей и взорвалось случайно. Окончательно причины взрыва до сих пор не названы, а виновники не найдены.

13 августа 2006 года возле торгового центра «Причерноморье» произошёл взрыв бомбы в троллейбусе, следовавшем по маршруту № 2, в результате чего пострадало около 10 человек, из которых двое погибло.

Знаменитости[править | править код]

Уроженцы города Тирасполь и б. Тираспольского уезда Херсонской губернии[править | править код]

Известные тираспольчане[править | править код]

Города-побратимы[править | править код]

Консульствa[править | править код]

  • Флаг России Консульство России

Ссылки[править | править код]

Источники[править | править код]

  1.   «Молдавия» — Энциклопедия «Кругосвет»;
  2. Полушин В. Тирасполь на грани столетий. Книга вторая. -Тирасполь: Лада. 1996.
  3. Кривенко А. В. Комплексная экономико-географическая характеристика города (на примере г. Тирасполя). Тирасполь: НИЛ «Региональные исследования», 2001.
  4. Диаконова Л. В. Итоги переписи населения в Приднестровской Молдавской Республике// Экономика Приднестровья. -№ 8. 2006 г.

Шаблон:Города Молдавии Шаблон:Административное деление ПМР

be:Тыраспаль bg:Тираспол ca:Tiraspol de:Tiraspol en:Tiraspol eo:Tiraspolo es:Tiraspol fi:Tiraspol fr:Tiraspol he:טירספול id:Tiraspol it:Tiraspoli ja:ティラスポリ ko:티라스폴 lt:Tiraspolis lv:Tiraspole mo:Тираспол nl:Tiraspol pl:Tyraspol pt:Tiraspol ro:Tiraspol sk:Tiraspol sr:Тираспољ sv:Tiraspol uk:Тирасполь