ФЭНДОМ

Тю́рки — этно-языковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая в I тыс. до н. э. Тюрки занимались главным образом кочевым скотоводством.

Первым известным государственным объединением тюрок была орда Хунну (известных с V века в Европе под именем гунны). В I тысячелетии н. э. тюрки широко расселились по Евразии, (гунны дошли до территории Франции), смешались с ираноязычными народами в Средней Азии. С VI века область в среднем течении Сыр-дарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном. Впоследствии, после российского захвата Центральной Азии, это название было распространено на весь регион. Во II тысячелетии н. э. тюрки проникли в Закавказье (азербайджанцы) и на берега Средиземного моря (турки-сельджуки, турки-османы, мамелюки), а также заселили Восточную Сибирь (якуты, долганы).

Древние тюрки Править

Современные тюрки Править

Файл:Тюрки.png

Примечания:

  1. Крымские татары имеют смешанное огузо-кыпчакское происхождение. Некоторые субэтносы относятся к огузской группе, а некоторые к кыпчакской.
  2. Крымчаки — тюрки принявшие иудейскую религию во времена правления кагана Обадия 1 (Обадий 1 был евреем по происхождению) во главе Хазарского каганата, говорят на диалекте крымскотатарского языка. Многие их представители в настоящее время переселяются в Израиль и США.
  3. Урумы — тюркизированные черноморские греки, говорящие на диалекте крымскотатарского языка.
  4. Алтайцы имеют смешанное киргизо-уйгурское происхождение. Северные алтайцы относятся к уйгурской группе, а южные — к киргизо-кыпчакской.
  5. Классификация является весьма условной, предложен ряд альтернативных классификаций. Проблема в том, что между тюркскими народами различных ветвей нередко наблюдалась языковая конвергенция в процессе их сосуществования на соседних территориях. В частности, казахский и киргизский языки, отнесённые в данной классификации к различным ветвям, в настоящее время весьма близки лексически и грамматически.

Современные тюркские государства Править

Литература Править

См.такжеПравить

de:Turkvölker

en:Turkic peoples es:Pueblos túrquicos fr:Peuples turcs ja:テュルク pl:Ludy tureckie ro:Popor turcic tr:Türk halkları zh:突厥