ФЭНДОМ

Город
Хельсинки
финск. Helsinki
швед. Helsingfors
270px
Ошибка скрипта Герб
100pxpx
СтранаФинляндия
ГубернияЮжная Финляндия
ПровинцияУусимаа
Координаты60°10′24″ с. ш. 24°56′55″ в. д. / 60.17333° с. ш. 24.94861° в. д. / 60.17333; 24.94861 (G) (O) (Я)
Глава города

Юсси Паюнен

Основан1550
Площадь715,55[1] км²
Официальный языкфинский, шведский
Население 601 035[2] человек (2012)
Плотность2 812 чел./км²
Агломерация1 299 541
Часовой поясUTC+2, летом UTC+3
Телефонный код+358 9
Официальный сайтhel.fi
 (фин.) (швед.) (англ.) (нем.) (рус.)
Earthmap1000x500compac
Хельсинки

Хе́льсинки (ранее Гельсингфорс, финск. Helsinki, швед. Helsingfors) — столица и крупнейший город Финляндии, административный центр провинции Уусимаа. Расположен на юге страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Население — 588 941 человек (31.01.2011)[2]. Иностранные граждане составляют около 10 % населения города.

Хельсинки вместе с городами-спутниками Вантаа, Эспоо и Кауниайнен образует столичный регион с населением более миллиона человек. Население Большого Хельсинки, территория которого включает 12 коммун, превышает 1 300 000 человек[2]. Хельсинки является центром бизнеса, образования, культуры и науки в Финляндии. В Большом Хельсинки расположены 8 университетов и 6 технологических парков[3]. 70 % иностранных компаний, работающих в Финляндии, расположены в столичном регионе[3]. Миграция населения из провинции делает Хельсинки одним из самых быстрорастущих муниципальных районов в Европе. Главным международным авиаузлом в Финляндии является Аэропорт Хельсинки-Вантаа, расположенный в 20 километрах от центра столицы и осуществляющий прямые перелёты по всему миру. Путь от Хельсинки до Таллина занимает 1,5 часа по морю и 18 минут на вертолёте. В два других крупных города, Тампере и Турку, можно попасть за 1,5—2 часа на поезде и 1,5—2,5 часа на машине.

В 2014 году в рейтинге 25 лучших городов мира, составленном британским журналом Monocle[en], Хельсинки занял пятое место (на первом месте — Копенгаген)[4]. В 2011 году в опубликованном международной консалтинговой компанией Mercer рейтинге наиболее безопасных городов мира Хельсинки разделил 2—4 места с Цюрихом и Берном (на первом месте — Люксембург)[5][6]. В начале 2012 года газета The New York Times в ежегодно публикуемом ею списке мест нашей планеты, которые стоит посетить в наступившем году, поставила Хельсинки на второе место (на первом месте — Панама, на третьем — Мьянма)[7][8].

По опросам общественного мнения, в 2012 году Хельсинки занимает четвёртое место по уровню привлекательности для проживания среди финских граждан.[9]

В 2013 году по расчетам консалтингового агентства ECA International, Хельсинки занял двадцатое место в рейтинге самых дорогих городов планеты (первое место — Осло)[10], а международная деловая газета Financial Times представила ряд районов финской столицы в лучшем свете как мест для вложений в недвижимость[11].

День города отмечается ежегодно 12 июня[12].

История Править

Шведское правление Править

Основан шведским королём Густавом Васа в 1550 году. По его указу несколько сот жителей города Порвоо обосновались на территории нынешнего городского района Арабиа. 12 июня, день подписания указа, считается днём рождения города.

Однако оказалось, что место было выбрано неудачно — гавань была слишком мелкой, и в результате город был перенесён в район нынешней Кауппатори (Рыночной площади).

Вплоть до середины XVIII века Хельсинки оставался небольшим, сплошь деревянным городом, здесь нередко вспыхивали эпидемии чумы.

В 1748 году на островах близ Хельсинки шведами было начато строительство крепости Свеаборг (фин. Суоменлинна), призванной защитить город с моря. В результате начался рост города; появляются первые каменные дома. Однако столицей шведской Финляндии оставался Турку (Або).

Файл:Helsinki 1815.jpg

Город захватывался русскими войсками четырежды — дважды в ходе Великой Северной войны, в мае и июле 1713 года; 24 августа 1742 года, в ходе русско-шведской войны 1741—1743 годов; 18 февраля 1808 года, в ходе русско-шведской войны 1808—1809 годов.

Русское правление Править

Файл:Helsingfors (Helsinki) Le Quai (1890-1900).jpg

В 1809 году по Фридрихсгамскому мирному договору Финляндия присоединилась к России. Спустя три года, 12 апреля 1812 года, Александр I объявил провинциальный Гельсингфорс столицей Великого княжества Финляндского. После этого был учрежден комитет по реконструкции, который возглавил военный инженер Юхан Альбрехт Эренстрём (en:Johan Albrecht Ehrenström). Он должен был отстроить парадную столицу Великого княжества. На должность архитектора финской столицы в 1816 году был приглашен немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель, работавший в России. За разработкой проекта следили император Александр I и его брат Николай, отсюда заметное сходство центральных частей Хельсинки и Санкт-Петербурга. С этого времени начинается стремительная организованная застройка города.

В 1820-х годах Карл Людвиг Энгель создал проект застройки центральной части города. В результате его реализации появился, например, неоклассический ансамбль Сенаатинтори (Сенатской площади) с великолепным кафедральным собором. Из Турку в Хельсинки был перенесён университет.

В годы Крымской войны город подвергся обстрелу англо-французской эскадры, не приведшему, однако, к значительным разрушениям.

В 1860-х годах первая финская железная дорога соединила город с Риихимяки и Тампере. Бурно развивалась промышленность. В 1870 году железная дорога соединила Хельсинки с Петербургом.

Столица независимой Финляндии Править

Файл:Helsinki under socialist terror.jpg

После провозглашения независимости в ходе гражданской войны в Финляндии город был некоторое время занят частями финской красной армии, однако в результате наступления генерала Маннергейма из Ваасы, поддержанного немецкими войсками, город перешёл под контроль буржуазного финского правительства.

После окончания гражданской войны город продолжал динамично развиваться. Значительно расширилась его территория, росли новые жилые кварталы. Широкую известность приобрёл, например, «город-сад» Тапиола (финск. Tapiola, швед. Hagalund; административно подчинённый Эспоо).

В 1952 году город принимал XV летние Олимпийские игры.

В 2007 году в городе был проведён ежегодный конкурс песни «Евровидение».

Название Править

Файл:Helsinki (Ortstafel).jpg

На финском языке город официально назывался Helsinki ещё с момента основания (1550 год); по-шведски он по-прежнему официально именуется Helsingfors. Во всех остальных языках долгое время употреблялось название «Хельсингфорс» (в русском — «Гельсингфорс») до того, как Финляндия стала независимой (6 декабря 1917 года). И это неудивительно: вплоть до конца XIX века в городе абсолютно преобладало шведское население, хотя население города в 1880 году составляло всего 43 тыс. человек.

Несмотря на формальное подчинение Российской империи после 1809 года, шведско-финское дворянство сохранило свою власть в Финляндии и долгое время отдавало предпочтение шведскому языку. Стремясь ослабить зависимость от Швеции, российские власти стимулировали развитие финского языка, а интенсивная миграция сельских финнов в город быстро изменила демографический и языковой баланс в городе в пользу финнов.

После 1917 года стало употребляться финское название Хельсинки. На советских картах 20-х — начала 30-х годов встречалось, в соответствии с тогдашней передачей иноязычного [h].

Шведоязычное меньшинство в столице сохраняется и поныне (6,2 % населения города), а шведский язык имеет статус официального наравне с финским.

Физико-географическая характеристика Править

Рельеф Править

Город расположен в скалистой местности. Исторический центр города расположен на полуострове с сильно изрезанной береговой линией. Перепады высот в городе значительны, а скалы — обычная часть пейзажа. На реках в пределах города имеются водопады.

Климат Править

Климат Хельсинки умеренный, переходный между континентальным и морским. Зима длительная и снежная, лето прохладное и за пределы календарного не выходит. Весна и осень продолжительные и прохладные. Сильные морозы — довольно редкое явление, жара летом выше 30 °C бывает не каждый год. Максимум осадков наблюдается в конце лета и в течение всей осени.

Климат Хельсинки
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Абсолютный максимум, °C 8,5 10,3 16,2 21,9 28,2 31,4 33,7 31,5 26,2 18,2 11,6 9,7 33,7
Средний максимум, °C −1,7 −2,2 1,5 8,0 14,8 18,8 21,9 20,0 14,7 8,8 3,3 0,1 9,0
Средняя температура, °C −5 −5,7 −1,9 4,1 10,4 14,6 17,6 15,8 10,7 5,6 0,4 −3,2 5,3
Средний минимум, °C −7 −7,9 −4,5 0,5 6,0 10,6 13,9 12,7 8,3 3,8 −1 −5 2,5
Абсолютный минимум, °C −34,4 −33 −31,3 −19,8 −7 −0,5 4,9 2,1 −4,5 −14,5 −25,5 −35 −35
Норма осадков, мм 53 37 36 32 37 61 66 78 63 82 72 57 676
Температура воды, °C 2 1 1 2 5 9 15 17 14 10 7 3 7
Источник: Погода и климат, World Climate Guide
Климат Хельсинки (аэропорт) за последние 10 лет (2004-2013 гг)
Средний максимум, °C −3,2 −4 1,2 9,1 16,1 19,8 23,1 21,1 15,8 9,1 3,5 −0,3 9,3
Средний минимум, °C −6,8 −9 −6,3 0,2 6,2 10,4 14,0 12,6 8,7 3,9 0,0 −3,3 2,5
Источник: www.weatheronline.co.uk

Население Править

XIX век
Численность населения, чел.
1810 1830 1850 1880 1900
4 070 11 100 20 700 43 300 93 600
XX век
Численность населения, чел.
1925 1960 1970 1980 1990
209 800 425 000 524 000 484 000 491 000
XXI век
Численность населения, чел.
2001 2008 2009 2011 2012
559 718 571 354 578 126 588 941 603 700

В 2002 году в городе проживали 305 196 человек трудоспособного возраста, из них 277 967 имели работу, а 27 229 были безработными (уровень безработицы составлял — 8,9 %).

В 2009 году (на 31 марта) численность население составляла 578 126 человек. Доля женского населения в Хельсинки составляет 53,4 %, что выше среднего значения по Финляндии (51,1 %). Прогноз численности населения города: на 2020 — 589 604 чел., на 2030 — 597 640 чел.

В 2012 году (на 23 декабря) численность населения составила 603 700 человек (за год население Хельсинки выросло на 8 300 человек). В 2012 году в столице родилось 6 700 детей, а умерших было 5 000 человек (естественный прирост составил 1 700 человек). Миграция увеличила численность на 6 600 человек (из других частей Финляндии в Хельсинки переехало 32 600 человек, а из Хельсинки уехало в другие районы 29 600 жителей, что увеличило население столицы на 3 тысячи, что в два раза больше, чем за 2011 год). Из-за рубежа переехало примерно 3 600 человек, что соответствует прошлогоднему уровню.[13]

Численность шведоязычных жителей Хельсинки составляет 36 тысяч человек; по прогнозу, к 2030 году в столице будет проживать в общей сложности 700 тысяч человек[14].

Языковой состав Править

Долгое время Хельсинки развивался как преимущественно шведоязычный город. В 1870 году, когда Финляндия входила в состав Российской империи, преобладающими официальными языками в городе были: шведский — 57 %, финский — 25,9 %, русский — 12,1 %; употреблялись также немецкий (1,8 %) и прочие (3,2 %). К 1890 году из-за начала массовой миграции финских крестьян в города, политики российских властей на поддержание и развитие финского языка и частичной ассимиляции шведов соотношение языков было следующим: 45,6 % шведский, 45,5 % финский, 6 % русский и 2,9 % прочие.

В настоящее время официальными в городе признаются два языка — финский и шведский, при этом 86 % населения города финноязычны, 6 % шведоязычны, около 4 % считают родным русский язык и ещё 4 % — прочие языки. (См. также Русские в Финляндии).

На шведском языке выходит газета Hufvudstadsbladet, вещают две шведоязычные радиостанции — YLE Radio Vega Mellannyland (с региональными программами) и YLE Radio X3M, кроме того, радиопрограммы на шведском выходят на местной радиостанции (финск. lähiradio, швед. närradio). Наземным способом вещают два шведоязычные канала — YLE FST5 (бесплатный, владелец — YLE) и SVT World (платный, владелец — общественный вещатель Швеции SVT); в кабельных сетях доступны и другие каналы из Швеции.

На русском языке вещает радиостанция «Спутник» (со вставками «Нашего радио» (вещание начато 10 июля 2013 года). Вещание «Дорожного Радио» прекращено.

Экономика Править

В Хельсинки находится фондовая биржа, основанная в 1912 году.

Планировка и районы Править

Файл:Helsinki subdivisions-fi.svg
Файл:Suurpiirit.png

Хельсинки разделён на восемь административных округов:

Южный округ (финск. Eteläinen suurpiiri):
1. Круунунхака | 2. Клууви | 3. Каартинкаупунки | 4. Камппи | 5. Пунавуори | 6. Эйра | 7. Улланлинна | 8. Катаянокка | 9. Кайвопуйсто | 13. Эту-Тёолё | 14. Така-Тёолё | 20. Лянсисатама (Руохолахти; Салмисаари; Лапинлахти; Яткясаари; Мунккисаари) | 31. Лауттасаари | 52. Суоменлинна
Западный округ (финск. Läntinen suurpiiri):
15. Меилахти | 16. Рускеасуо | 18. Лааксо | 29. Хаага (Южная Хаага; Кивихака; Северная Хаага; Лассила) | 30. Мунккиниеми (Старый Мунккиниеми; Куусисаари; Лехтисаари; Мунккивуори; Ниеменмяки; Талинранта) | 32. Конала | 33. Каарела (Каннелмяки; Маунуннева; Малминкартано; Хакунинмаа; Кунинкаантамми) | 46. Питяянмяки (Паямяки; Тали; Реймарла; Марттила; Промзона Питяянмяки)
Центральный округ (финск. Keskinen suurpiiri):
10. Сёрняйнен | 11. Каллио (Силтасаари; Линии; Торккелинмяки) | 12. Алппихарью (Харью; Алппила) | 17. Пасила (Западная Пасила; Северная Пасила; Восточная Пасила; Центральная Пасила) | 21. Херманни | 22. Валлила | 23. Тоукола (Тоукола; Арабианранта) | 24. Кумпула | 25. Кяпюля | 26. Коскела | 27. Ванхакаупунки
Северный округ (финск. Pohjoinen suurpiiri):
28. Оулункюля (Пирккола; Маунула; Метсяля; Патола; Веряямяки; Маунуланпуйсто; Веряялааксо) | 34. Пакила (Западная Пакила; Восточная Пакила) | 35. Туомаринкюля (Палохейня; Торппаринмяки; Туомаринкартано; Халтиала)
Северо-восточный округ (финск. Koillinen suurpiiri):
36. Виикки (Виикинранта; Латокартано; Технопарк Виикки; Виикинмяки) | 37. Пукинмяки | 38. Малми (Верхний Малми; Нижний Малми; Пихлаямяки; Таттарихарью; Лётное поле Малми; Пихлайисто) | 39. Тапанинкюля (Тапанинвайнио; Тапанила) | 40. Суутарила (Силтамяки; Тапуликаупунки; Тёюрюнумми) | 41. Суурмется (Пуйстола; Хейкинлааксо; Таттарисуо; Якомяки)
Юго-восточный округ (финск. Kaakkoinen suurpiiri):
19. Мустиккамаа-Коркеасаари | 42. Кулосаари | 43. Херттониеми (Западный Херттониеми; Ройхувуори; Промзона Херттониеми; Херттониеменранта) | 44. Таммисало | 48. Вартиосаари | 49. Лааясало (Юлискюля; Йоллас; Туллисаари; Тахвонлахти; Хевоссалми) | 50. Виллинки | 51. Сантахамина | 53. Внешние острова (Западные острова; Восточные острова; Территориальное море)
Восточный округ (финск. Itäinen suurpiiri):
45. Вартиокюля (Вартиохарью; Пуотила; Пуотинхарью; Мюллюпуро; Марьяниеми; Промзона Ройхупелто; Итякескус) | 47. Меллункюля (Контула; Весала; Меллунмяки; Кивикко; Куркимяки) | 54. Вуосаари (Центральный Вуосаари; Нордсьён картано; Уутела; Мери-Растила; Каллахти; Ауринколахти; Растила; Ниинисаари; Муставуори )
Эстерсундомский округ (финск. Östersundomin suurpiiri):
55. Эстерсундом | 56. Салменкаллио | 57. Талосаари | 58. Кархусаари | 59. Ултуна (Ландбо, Пуронииттю)

Восьмой округ, Эстерсундомский, был образован в 2009 году присоединением к Хельсинки юго-западной части муниципалитета Сипоо.

В начале 2009 года Хельсинки начал обдумывать возможное присоединение к столице города Вантаа. 30 марта 2009 городской совет Вантаа согласился выполнить смотр хельсинкского проекта возможного объединения. Совет подчеркнул, что смотр не предусматривает прекращение существования города[15].

Транспорт Править

Согласно исследованию компании TomTom в 2012 году в списке из 31 одного европейского города Хельсинки занимал 23 место по степени наименьшей транспортной загруженности в часы пик.[16]

Аэропорты Править

В Хельсинки действуют международные аэропорты Хельсинки-Вантаа, через который проходит около 90 % рейсов на территории Финляндии и Хельсинки-Малми.

Файл:Helsinkitram1.JPG

Железнодорожный транспорт Править

В настоящее время на регулярной основе ходят поезда из Хельсинки в Москву и Санкт-Петербург. В Москву ходит поезд «Лев Толстой», в Санкт-Петербург — «Allegro».

Файл:Helsinki Railway Station 20050604.jpg

Скоростной поезд «Allegro» был пущен в декабре 2010 года, сократив время в пути между городами до 3,5 часов.

В апреле 2011 года филиал РЖД Федеральная пассажирская компания сообщила о переделке нескольких багажных вагонов поезда Москва — Хельсинки, адаптировав под перевозку автомобилей. Как сообщил директор ФПК Михаил Акулов, в поезд Москва — Хельсинки пассажир сможет погрузить и свой автомобиль. На апрель 2011 года проблемой реализации проекта является перенос площадки для приема автомобилей из Хельсинки на другую станцию[17].

Также проводятся исследования и ведутся работы по проектированию подводного железнодорожного тоннеля между Хельсинки и Таллином. Предположительная длина тоннеля составляет 60-80 км. На строительство тоннеля потребуется от 1 млрд до нескольких млрд. евро. Ориентировочный срок строительства 10-15 лет.

Морской транспорт Править

Хельсинки является крупным портом, откуда осуществляются международные пассажирские перевозки по всему Балтийскому морю. Паромные компании Tallink Silja, Viking Line, Finnlines, St. Peter Line, Linda Line обеспечивают регулярные круглогодичные отправления в Таллин, Стокгольм, Росток, Любек/Травемюнде, Санкт-Петербург. Туристы, прибывающие на пароме из Финляндии в Санкт-Петербург, могут находиться на территории Российской Федерации без виз на протяжении 72 часов.

Общественный транспорт Править

Файл:Senaatintori joulukuisena aamuna 2004.jpg

Хельсинки отчётливо делится на две части — историческую западную и более современную восточную (Itä-Helsinki, Östra Helsingfors) — соединённые единственной линией метрополитена, а также обширной сетью автодорог.

Общественный транспорт представлен также трамваями (в центре и прилегающих к нему частях города), автобусами, пригородными поездами и муниципальными паромными линиями КауппаториСуоменлинна, Катаянокка — Суоменлинна и Хаканиеми — Суоменлинна. Общественный транспорт в Хельсинки, Эспоо, Вантаа и Кауниайнене управляется Транспортным управлением региона Хельсинки (финск. HSL, Helsingin seudun liikenne, швед. HRT, Helsingfors regionentraffik). С 2013 года NSL предлагает пассажирам новую систему оплаты проезда в общественном транспорте с телефонов, снабженных технологией NFC[18]

Трамвай Править

На 2013 год в Хельсинки имеет 13 трамвайных линии (1, 1A, 3B, 3T, 4, 4T, 6, 6T, 7A, 7B, 8, 9, 10). Почти все линии идут из северного Хельсинки в южный. Общая длина путей 112 километров. Билет можно купить у водителя трамвая.

CityBike Править

В тёплое время года в Хельсинки действует сервис бесплатных общественных велосипедов — CityBike. В центре города расположены 26 велостоянок, на которых любой желающий может на время взять велосипед под залог в 2 евро. Передвижение на велосипеде CityBike допускается только в пределах центральной части города[19]. В 2008 году планировалось расширить сервис в последующие годы[20], однако в 2010 году программу решили приостановить до 2012[21].

Автомобильные парковки Править

В будни в рабочее время парковка по сторонам второстепенных улиц платная. Также в городе множество различных открытых и подземных паркингов. Оплата производится в автомат картой с чипом или монетами. Штраф за неправильную парковку в среднем составляет 60 евро. Оплатить штраф можно в банках, в приграничных магазинах, а в выходной и через интернет через сервис Euroshtraf[22].

Метрополитен Править

Метрополитен был открыт 2 августа 1982 года. На 1 января 2013 года система включает 17 станций и одну линию, разделённую на две ветки. Общая длина составляет 22,1 км. Метро в основном обслуживает плотно застроенные районы Восточного Хельсинки, но может использоваться и для перемещения в центре Хельсинки. Система метро дополняется пригородными поездами, которые используются для связи с другими районами Хельсинки.

На данный момент строится «Западное метро» (финск. Länsimetro), которое будет продлено из центра Хельсинки до Матинкюля (район в центре Эспоо). В общем будет построено 8 новых станции и длина нового туннеля составит 14 километров. Предположительная дата открытия запланирована на конец 2015 года.

Образование Править

В Хельсинки находится крупнейший в стране Хельсинкский университет, а также ряд других высших учебных заведений, в которых учится 64 128 студентов (из них 38 454 в университете). Среднее образование обеспечивают 190 школ, из них 22 частных. Все данные приведены на 2003 год.

Культура и искусство Править

Музеи Править

Имеет несколько отделений, в том числе два летних музея: Дом бюргера и Музей электростанции. Они открываются только с наступлением высокого туристического сезона. Вход в оба музея бесплатный.

Культурные центры Править

Культурная фабрика Korjaamo[23] находится недалеко от центра Хельсинки. Расположенная в старом трамвайном депо, фабрика Korjaamo представляет собой комплекс, состоящий из галерей, театральных и концертных залов, магазина, кафе и бара — и, конечно, музея трамваев. После открытия второго здания — Трамвайного гаража (Vaunuhalli) в июне 2008 года Korjaamo стала самым большим культурным центром в Финляндии. Выставочная деятельность, в основном специализирующаяся на фотографии и видео-арте, теперь проходит в трех галереях, две из которых расположены в новом Трамвайном гараже. Ежегодно в стенах Korjaamo Teatteri проводится международный фестиваль STAGE, собирающий под своей крышей лучшие современные театры со всего мира[24].

31 августа 2011 года в Хельсинки был открыт Дом музыки — музыкальный культурный центр с пятью концертными залами, самый большой из которых рассчитан на 1700 зрителей[25].

Театры Править

В Хельсинки находится Национальный оперный театр Финляндии, а также множество театров, среди которых Финский национальный театр, Театр Савой, Городской театр Хельсинки, Александровский театр, Кукольный театр Сампо[26].

Национальный оперный театр Финский национальный театр перед площадью Раутатиентори Александровский театр на Булеварди Шведский театр

Кинотеатры Править

Файл:Tennispalatsi, Kamppi, Helsinki.JPG

В Хельсинки множество кинотеатров. Фильмы демонстрируются как правило на языке оригинала с субтитрами на финском и шведском языках.

Крупнейший кинотеатр города, 14-зальный Tennispalatsi (Дворец тенниса) сети Finnkino, расположен в районе Камппи. Также этой сети принадлежат 10-зальный Kinopalatsi, (Дворец кино) и Maxim (Максим) с двумя залами.

Национальный аудиовидеоархив (финск. Kansallinen audiovisuaalinen arkisto) представляет кинофильмы, имеющие художественную и историческую ценность, в кинотеатре «Орион» в районе Камппи. Известный своими традициями кинотеатр «Био Рекс» (Bio Rex) выступает в качестве площадки для кинофестивалей. В здании Городского музея Хельсинки находится кинотеатр «Кино Энгель», где можно посмотреть короткометражные фильмы по истории Хельсинки.[27]

Основные достопримечательности Править

Файл:Senate Square and Lutheran Cathedral in Helsinki.jpg
Файл:Uspensiki by SamSegar.jpg

Города-побратимы Править

Интересные факты Править

См. также Править

Примечания Править

  1. Площадь по коммунам на 1 января 2009  (фин.),  (швед.) (недоступная ссылка — история)
  2. 2,0 2,1 2,2 Suomen asukasluvut kuukausittain – Kunnittain aakkosjärjestyksessä 31.8.2012. Väestörekisterikeskus. Viitattu 14.9.2012. Население по коммунам на 31 августа 2012
  3. 3,0 3,1 Кратко о Хельсинки (недоступная ссылка — история)
  4. Шаблон:YLE-N
  5. Шаблон:YLE-N
  6. 2011 Quality of Living worldwide city rankings — Mercer survey // Mercer. — 29 ноября 2011. (англ.) (Проверено 1 декабря 2011)
  7. The 45 Places to Go in 2012 // The New York Times — 6 января 2012. (англ.) (Проверено 10 января 2012)
  8. Шаблон:YLE-N
  9. Шаблон:YLE-N
  10. Шаблон:YLE-N
  11. Шаблон:YLE-N
  12. Шаблон:YLE-N
  13. Шаблон:YLE-N
  14. Шаблон:YLE-N
  15. Городской совет Вантаа согласился выполнить смотр хельсинкского проекта возможного объединения, HS.fi.  (фин.)
  16. Шаблон:YLE-N
  17. Поезд Москва — Хельсинки будет возить автомобили пассажиров
  18. Шаблон:YLE-N
  19. Helsinki City Transport, Citybikes (недоступная ссылка — история)
  20. Helsinki plans to provide a thousand new CityBikes in 2010, Helsingin Sanomat, 12.9.2008
  21. Helsinki Suspending Free City Bike Programme, YLE, 12.04.2010
  22. ЕвроШтраф
  23. Kulttuuritehdas Korjaamo | Korjaamo
  24. История и достопримечательности Хельсинки
  25. Зарецкая Ж. Дом музыки в Хельсинки: Курс на общедоступность // «Фонтанка.ру». — 5 сентября 2011. (Проверено 11 февраля 2012)
  26. О финском театре (недоступная ссылка — история)
  27. Кинотеатры Хельсинки
  28. Шаблон:YLE-N
  29. Cycling and pedestrians — City Planning Department

Литература Править

Ссылки Править

Шаблон:Города Финляндии

  1. Википедия Хельсинки адрес
  2. Викисловарьадрес
  3. Викицитатникадрес
  4. Викиучебникадрес
  5. Викитекаадрес
  6. Викиновостиадрес
  7. Викиверситетадрес
  8. Викигидадрес

Выделить Хельсинки и найти в:

  1. Вокруг света адрес
  2. Академик адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы адрес
  5. Научная Россия адрес
  6. Кругосвет адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традицияадрес
  9. Циклопедияадрес
  10. Викизнаниеадрес
  1. Google
  2. Bing
  3. Yahoo
  4. Яндекс
  5. Mail.ru
  6. Рамблер
  7. Нигма.РФ
  8. Спутник
  9. Google Scholar
  10. Апорт
  11. Онлайн-переводчик
  12. Архив Интернета
  13. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  14. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов

  • Страница 0 - краткая статья
  • Страница 1 - энциклопедическая статья
  • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Хельсинки 1», чтобы сохранить ее

Комментарии читателей:Править