ФЭНДОМ

Шаблон:Населённый пункт Украины

Файл:Ukraine Cherson Memorial.jpg

Херсо́н (укр. Херсон) — город областного значения на юге Украины, административный, промышленный и культурный центр Херсонской области.

Население — 342,5 тыс. человек (2004).

Расположен на высоком правом берегу реки Днепр, вблизи его впадения в Днепровский лиман Чёрного моря. Крупный железнодорожный узел (линии на Николаев, Снигирёвку, Джанкой), морской и речной порт. Важный экономический центр юга Украины.

История Править

В ходе русско-турецкой войны 1735—1739 годов в 1737 году в районе старого центра Херсона было возведено укрепление российской армии Александр-Шанц, просуществовавшее до конца войны.

Хотя после русско-турецкой войны 1768—1774 годов Российская империя получила выход к Чёрному морю между устьями Днепра и Южного Буга, южные границы империи по прежнему оставались незащищёнными. С целью их укрепления и обеспечения безопасности, в соответствии царским указом Екатерины ІІ от 18 июня 1778 года, было решено основать на Днепре при урочище Александр-Шанц город, соорудить здесь крепость, судостроительную верфь и адмиралтейство. Уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон, в честь древнего Херсонеса.

С 19 августа 1941 по 13 марта 1944 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками, нанёсшими городу большой ущерб.

Файл:Ukraine Dnepr bei Cherson.jpg

Демография Править

Согласно данным переписи населения Украины 2001 года: 76,4 % населения города составляли украинцы, 20,0 % — русские, 3,4 % — представители других национальностей.

Численность населения по годам:

  • 1926 — 58 тыс. жителей
  • 1939 — 97 тыс. жителей
  • 1959—158 тыс. жителей
  • 1981—329 тыс. жителей
  • 2004—361 тыс. жителей

Экономика Править

Среди важнейших отраслей индустрии, развитых в городе: машиностроение (судостроение и судоремонт, производство сельскохозяйственной техники, электромашиностроительный завод, завод карданных валов), пищевая (консервный, мясной, рыбный, хлебокомбинаты, молочный, винодельный заводы, макаронная фабрика и др.) и лёгкая промышленность (хлопчато-бумажный комбинат, кожевенно-обувной комбинат, обувная, швейная фабрики).

Работает нефтеперерабатывающий завод (нефть поступает из России через систему приднепровских нефтепроводов). Функционирует стеклотарный завод, завод железобетонных изделий.

В городе — крупный морской и речной порты (круглогодичная навигация). Есть аэропорт.

Файл:Ukraine Oblast Cherson Verwaltung.jpg
Файл:Ukraine Cherson 2St.-Ekater.jpg

Образование, наука, культура Править

Херсон — важный научный и образовательный центр. Работают Херсонский государственный университет, Херсонский национальный технический университет, Аграрный университет, 12 средних специальных и техникумов (среди них судомеханический, машиностроительный, гидрометеорологический, два мореходных).

Среди научных учреждений города — Институт земледелия южного региона УААН (при институте работает дендропарк). При Херсонском государственном университете с 1934 работает ботанический сад общей площадью 14 га.

Учреждения культуры представлены двумя театрами — областным музыкально-драматическим и детским, филармонией, а также краеведческим музеем. Проходит Всеукраинский фестиваль музыкальных театральных премьер «Мельпомена Таврии».

Достопримечательности Править

  • остатки валов и ворот крепости XVIII века
  • исторический центр XIX века с регулярной планировкой
  • Черноморский госпиталь (1803—1810, архитектор Андреян Захаров)
  • Адмиралтейский арсенал (конец XVIII века)
  • Спасский собор (1781)
  • «Казённый парк» (парк областного лицея, заложен в 1868)
  • Херсонская телебашня
  • Аджигольский сетчатый стальной маяк[1] построенный В. Г. Шуховым в 1910 году, уникальная гиперболоидная конструкция высотой 70 метров

Известные люди, связанные с Херсоном Править

Наиболее известные херсонские литераторы Править

Многие поэты жили постоянно или гостили в Херсоне: Денис Давыдов, Павел Иванов-Остославский, Павло Тычина, Максим Рыльский, Иван Микитенко, Андрей Головко, Иван Карпенко-Карый, Павло Грабовский, Анатолий Марущак, Марко Черемшина, Борис Лавренев, Мато Залко и многие другие.

Города-побратимы Править

Литература Править

  • Энциклопедия украиноведения
  • Барабашов Ю. Херсон. — К., 1964
  • Херсон за 50 років радянської влади. 1917—1967. — Одесса, 1967
  • Сергеева Г., Архипов Е. Херсон. — Киев, 1968
  • Херсон. Путеводитель. — Симферополь, 1977

Примечания Править

  1. Аджигольский сетчатый стальной маяк  (англ.)

Ссылки Править

Шаблон:Населённые пункты Херсонской области

Шаблон:Населённые пункты на Днепреcs:Cherson de:Cherson en:Kherson eo:Ĥerson et:Herson fi:H'erson fr:Kherson he:חרסון id:Kherson ko:헤르손 lmo:Kherson lt:Chersonas nl:Cherson pl:Chersoń sr:Херсон sv:Cherson uk:Херсон zh:赫尔松