ФЭНДОМ

Файл:Bandera de Khiva abans 1917.svg

Хиви́нское ха́нство — принятое в российской исторической традиции название Хорезмского государства в последний период его существования (15981920 годы). Само государство всегда именовало себя просто Хорезмом, а Хивинским ханством стало называться у историков в честь своей столицы — Хивы.

История Править

Файл:BE-Russian-Turkestan-map.jpg

В 1598 году Амударья отступила от прежней столицы Хорезма Ургенча (в прошлом Гургандж) и столица была перенесена на новое место в Хиву. С этой даты принято отсчитывать историю существования Хивинского ханства.

Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море[источник?], снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река смещалась со своего курса несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце 16 века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркменистана), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.

Когда столицу перенесли на новое место, это был, несомненно, один из худших периодов истории Хорезма. Но со временем ханство расцвело вновь, и в короткий период Хива стала духовным центром Исламского мира.

Итак, в 1598 году Хива стала главным городом Хивинского ханства, это был маленький укрепленный городок с десятивековой историей. Легенда о его происхождении повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.

Российская империя аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году (отчасти потому, что торговля рабами в Хиве, вызывала страх в южной России, туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре).

Ханы Хорезма Править

Династия Кунгуратов, 1359-1388Править

Династия Шибанидов, 1511-1695Править

Выходцы из династии Чингизидов, 1695-1740Править

  • Шах Тимур-хан (в Арале 1721 - 36).
  • Бахадур-хан (казах. 1728).
  • Ильбарс-хан II (1728 - 40).
  • Тахир-хан (казах. 1740 - 41).
  • Нурали-хан (казах. 1741- 42).
  • Абу-ль-Гази-хан II (1742 - 46).

Династия Тугатимуридов Править

  • Гаип-хан (1746 - 57).
  • Абдаллах Карабай, брат (1757)*
  • Тимур Гази-хан (1757 - 63)*
  • Тауке-хан (1763 - 64).
  • Шах Гази-хан (1764 - 67).
  • Абу-ль-Гази-хан III (1767)(форм. 1770 - 1804)(1806).
  • Нурали-хан (1767 - 69).
  • Джангир-хан (1769 - 70).
  • Булакай-хан (1770).

В 1804 (факт. 1770) власть перешла к Кунгратам.

Династия Кунгратов, 1804-1920Править

См. также Править

Ссылки Править

ca:Khanat de Khivà

en:Khanate of Khiva es:Janato de Jiva fr:Khanat de Khiva ja:ヒヴァ・ハン国 tr:Hive Hanlığı uz:Xiva Xonligi