Хорaса́н (перс. خراسان - Xorâsân — откуда приходит солнце) — историческая область, расположенная в Bосточном Иране. Название Хорасан известно со времени Сасанидов. Хорасан известен по всему миру его шафраном и зерешком, которые производятся в южных городах области. Производство — больше чем 170 тонн ежегодно. Хорасан также известен своими знаменитыми коврами, а также гробницами Фирдоуси и Имама Резы.

Административное деление[править | править код]

Хорасан был самой большей провинцией Ирана, пока не был разделен на три провинции 29 сентября 2004. Провинции, одобренные парламентом (18 мая 2004) и Советом Опекунов (29 мая 2004):

Большой Хорасан включал части, которые находятся сегодня в Иране, Афганистане и Туркмении. Некоторые из главных исторических городов Персии расположены в Большом Хорасане: Нишапур (теперь в Иране), Мерв и Санджан (теперь в Туркмении), Герат (теперь в Афганистане). В своей длинной истории, Хорасан знал много завоевателей и империй: греки, арабы, сельджуки, сефевиды, афганцы и др.

Этнические группы[править | править код]

Главные этнические группы в этой области — персы, но Хорасан, в результате своей сложной истории, населен большим разнообразием этнических групп: туркмены, хорасанские тюрки на северо-западе; курды вокруг Боджнурда и Качана; теймури и джемшиды (входящие в объединение чехер-аймаков) на востоке, некоторые из которых до сих пор являются кочевниками (илят); дальше на юго-запад - хеидарис; и на юго-восток - белуджи. Есть также большое афганское сообщество в области из-за притока беженцев из Афганистана в последние годы. Встречаются монголы, хорасанские арабы, цыгане и евреи в городах. Языки Хорасана: хорасано-тюркский, персидский и курдский.

ar:خراسان bg:Хорасан de:Chorasan en:Khorasan eo:Ĥorasano es:Jorasán eu:Khorasan fa:خراسان fr:Khorassan it:Khorasan ja:ホラーサーン nl:Khorasan no:Khorasan pt:Coração (Irã) sv:Khorasan ur:خراسان zh:呼罗珊