Цензу́ра (лат. censura) — контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, вебсайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этими властями вредными или нежелательными.

Цензурой называются также органы светской или духовной властей, осуществляющие такой контроль.

Применение цензуры[править | править код]

Цензура сопровождается ограничением свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленное законодательно утверждёнными нормами защиты интересов государства, общества и общественных институтов. Цензура имеется во всех государствах, но везде имеет свою специфику. По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая.

Предварительная цензура[править | править код]

заключается в необходимости получить разрешение на выпуск в свет печатного издания (газеты, журнала, книги и т. п.), исполнение музыкального произведения, постановку пьесы и т. д.

Последующая цензура[править | править код]

заключается в оценке уже опубликованных изданий, поставленных пьес и т. д. и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении конкретного издания или произведения, изъятия его из обращения, а также применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензуры.

Карательная цензура[править | править код]

вид государственного надзора за печатью в России (1865—1917). В отличие от предварительной цензуры, рассматривала книги и журналы по напечатании, но до выхода в свет. За нарушение цензурных правил налагался арест на издание, автор и издатель привлекались к суду.

Самоцензура[править | править код]

Основная статья: Самоцензура.

Ситуация, когда человек помещает в рамки свою собственную свободу, исходя из мнения, что можно, а что нельзя. Внутренняя цензура может быть как осознаваемой, так и неосознаваемой. См. также Эзопов язык.

Радиоцензура[править | править код]

Может осуществляться внесением помех в радиопередачи других стран. Подобная практика называется глушением.

Цензура в антиутопиях[править | править код]

Фильм «Окончательный монтаж» посвящён цензуре, правящей человескую память.

См. также[править | править код]

bg:Цензура bs:Cenzura cs:Cenzura da:Censur de:Zensur (Informationskontrolle) el:Λογοκρισία en:Censorship eo:Cenzuro es:Censura fa:سانسور fi:Sensuuri fr:Censure he:צנזורה io:Censuro it:Censura ja:検閲 ko:검열 lt:Cenzūra lv:Cenzūra nl:Censuur (informatie) no:Sensur (informasjon) pl:Cenzura pt:Censura simple:Censorship sk:Cenzúra sr:Цензура sv:Censur uk:Цензура zh:檢查制度