ФЭНДОМ

Координаты: 6°58′00″ с. ш. 20°37′00″ в. д. / 6.96667° с. ш. 20.61667° в. д. / 6.96667; 20.61667 (G) (O)

Центральноафриканская Республика
Republique Centrafricaine
Ködörösêse tî Bêafrîka
Flag of the Central African Republic 100pxpx
Флаг Герб
Девиз: «Unité, Dignité, Travail»
Гимн: «La Renaissance»
300x300pxpx
Дата независимости 13 августа 1960 (от Франции)
Официальные языки

французский и санго

Столица

Банги

Крупнейший город Банги
Форма правления Республика
Президент
Премьер-министр
Франсуа Бозизе
Фостен-Аршанж Туадера
Территория
• Всего
• % водной поверхн.
42-я в мире
622 984 км²
0
Население
• Оценка (2005)
Плотность

3 799 897 чел. (126-е)
6.1 чел./км²
ВВП
  • Итого (2005)
  • На душу населения

4 453 млн. долл. (156-й)
391 долл.
Валюта

франк КФА

Интернет-домен

.cf

Код ISO {{#property:p297}}
Код МОК {{#property:p984}}
Телефонный код +236
Часовые пояса +1
Ошибка скрипта

Центральноафрика́нская Респу́блика (ЦАР)[1] (фр. Republique Centrafricaine [ʀepyˈblik sɑ̃trʀafrʀiˈkɛn], Шаблон:Lang-sg) — государство в Центральной Африке, не имеющее выхода к морю. Граничит на востоке с Суданом, на юге — с Демократической Республикой Конго, на юго-западе — с Республикой Конго, на западе — с Камеруном, а на севере — с Чадом. Одна из самых малонаселённых стран Африки.

Природа Править

Файл:Рельеф ЦАР.png

Поверхность страны представляет собой волнистое плоскогорье высотой от 600 до 900 метров, разделяющее бассейны реки Конго и озера Чад. В его пределах выделяют восточную и западную части. Восточная часть имеет общий уклон к югу, к рекам Мбому (Бому) и Убанги. На севере находится массив Фертит, состоящий из групп изолированных гор и хребтов (высотой более 900 метров) Абурасейн, Дар-Шалла и Монго (свыше 1370 м). На юге местами возвышаются скальные останцы (местное название — «кагас»). Главные реки на востоке страны — Шинко и Мбари — судоходны в нижних течениях; выше прохождению судов препятствуют пороги. На западе плоскогорья расположены массив Яде, продолжающийся в Камеруне, отдельные останцы-кагас и субширотно ориентированные горсты, ограниченные разломами. Пологоволнистое плато, сложенное белыми песчаниками, простирается между Берберати, Буаром и Бодой.

Климат и растительность меняются с севера на юг. Только на юго-западе сохранились густые влажные тропические леса; по направлению к северо-востоку леса по долинам рек сменяются саванновыми редколесьями и злаковниками. На севере среднее годовое количество осадков составляет 1250 мм в год, они выпадают преимущественно с июля по сентябрь, а также в декабре-январе. Средняя годовая температура 27° С, а на юге — 25° С. Среднее годовое количество осадков превышает 1900 мм; влажный сезон длится с июля по октябрь; декабрь и январь — сухие месяцы.

Население Править

Численность населения — 4,5 млн (оценка на июль 2009).

Годовой прирост — 1,5 % (фертильность - 4,1 рождений на женщину).

Средняя продолжительность жизни — 44 года.

Заражённость вирусом иммунодефицита (ВИЧ) — 6,3 % (оценка 2007 года).

Этнический состав: почти 90 % населения — племена группы нигер-конго: гбайя, банда, нгбанди, занде, мбум, мака и др. Из племён шари-нильской группы самое крупное — сара.

Языки — французский (официальный), санго — язык межнационального общения, племенные языки.

Религии — большая часть жителей страны придерживается аборигенных культов, около четверти — христиане, примерно 15 % — мусульмане.

Грамотность — 48 % (оценка 2000 года).

Административное деление Править

Файл:CAR prefectures.png

Территория ЦАР разделена на 17 префектур.

Столичный город Банги выделен в особую административную единицу, приравненную к префектуре.

Префектура Префектура (фр.) Центр Площадь, кв.км Население (2003), чел.
Бамбинги-Бангоран Bambingui-Bangoran Нделе 58 200 38 437
Банги Bangui Банги 67 531 763
Вакага Vakaga Бирао 46 500 37 595
Верхнее Котто Haute-Kotto Бриа 86 650 69 514
Верхнее Мбому Haut-Mbomou Обо 55 530 38 184
Кемо Kémo Сибю 17 204 98 881
Лобае Lobaye Мбаики 19 235 214 137
Мамбере-Кадеи Mambéré-Kadéï Берберати 30 203 289 688
Мбомоу Mbomou Бангасу 61 150 132 740
Нана-Гребизи Nana-Gribizi Кага-Бондоро 19 996 87 341
Нана-Мамбере Nana-Mambéré Буар 26 600 184 594
Нижнее Котто Basse-Kotto Мобае 17 604 203 887
Омбелла-Мпоко Ombella-Mpoko Бимбо 31 835 304 025
Уака Ouaka Бамбари 49 900 224 076
Санга-Мбаере Sangha-Mbaéré Нола 19 412 89 871
Уам Ouham Босангоа 50 250 280 772
Уам-Пенде Ouham-Pendé Бозум 32 100 325 567

История Править

Древность Править

Древнейшая история народов ЦАР мало изучена. Из-за удаленности от океанов и наличия труднодоступных районов эта страна вплоть до XIX в. оставалась на европейских картах белым пятном. Обнаруженные при добыче алмазов в бассейне реки Убанги орудия каменного века дают основание считать, что в древности многие центральноафриканские равнины были обитаемы. Найденные в начале 60-х годов XX века антропологом Пьером Видалем на юго-западе страны, возле Лобае, камни высотой 3 м относятся к эпохе неолита. Среди народа гбайя они известны под названием «таджуну», то есть стоячие камни.

Издавна по территории страны проходили пути многочисленных миграций африканских народов, и это в значительной степени повлияло на её заселение. Первыми жителями на этой территории, по-видимому, были пигмеи. О существовании земель к западу от истоков Нила, населённых темнокожими народами, было известно древним египтянам. Расшифрованные надписи на египетских монументах рассказывают о стране Уам (в районе рек Мобаи и Кембе), населённой «чёрными карликами — пигмеями». На древнеегипетских картах реки Убанги и Уэле назывались Чёрным Нилом и были соединены с Белым Нилом в одну реку.

XV век Править

Район нынешней территории ЦАР оказался между сильным феодальным государством Канем-Борно на севере (образовалось в XV в. на западном берегу озера Чад) и христианским королевством Конго на юге (сложилось в XIV в. в низовьях реки Конго), которые имели тесные торговые связи.

XVXVI века Править

На территории ЦАР находилось государство Гаога. Оно было образовано восставшими рабами. Основным занятием населения являлось скотоводство. Конная армия Гаога имела оружие, выменянное у египетских торговцев. Найденные остатки домашней утвари имеют христианские символы, которые говорят нам о том, что в Гаога жили христиане.

XVII век Править

Территория ЦАР была заселена местными убангийскими племенами: гбанзири, бурака, санго, якома и нзакара. В это же время близ северо-восточных границ территории страны образовались новые феодальные государства: Багирми, Вадай и Дарфур. Население этих государств находилось в зависимости от арабов и подвергалось насильственной исламизации. Суданские народности, сопротивлявшиеся насаждению ислама, вынуждены были уходить в глубинные районы территории. Так племена сара, гбайя (байя), банда появились в центральноафриканской саванне. Гбайя направились на запад и обосновались на территории северо-восточного Камеруна, ДРК и на западе территории ЦАР. Банда расселились по всей территории от реки Котто на востоке до реки Санга на западе. Сара остановились в бассейне рек Лагоне и Шари на севере ЦАР. С приходом суданских народов местные племена вынуждены были потесниться и сконцентрировались на берегах Убанги. В верховья этой реки из района озера Чад пришли племена азанде. Добыча рабов на территории ЦАР была главным источником богатств государств Дарфур и Вадаи. По территории ЦАР через Дарфур в Египет проходил древний караванный путь, по которому на Ближний Восток везли слоновую кость и рабов. К середине XVIII в. охотники за рабами практически опустошили эти места.

XVIII век Править

Обширные области в районе притоков ШариАук и Азум были заняты племенами гула, которые занимались рыболовством и торговлей. Язык гула был широко распространен в бассейне верхней Шари. Немного позже, в начале XIX в., на убангийское плато с востока пришли земледельческие племена. Племена сабанга занимали площадь огромного четырёхугольника между Шари и Убанги, а также в среднем течении Котто. Племена крейш населяли верхнее Котто и бассейн Шинко. В районах от реки Котто до Дарфура жили многочисленные племена йулу, кара, бинга, шалла, бонго и др., которые почти полностью исчезли. В это же время часть народа гбайя, осевшая ранее в Заире и называвшая себя «манджа», то есть земледельцы, заселила центр бассейна Убанги-Шари.

XX век (до обретения независимости) Править

Европейцы (французы и бельгийцы) начали появляться в 1884-85, в 1889 экспедиция полковника М.Долизи добралась до порогов реги Убанги, и основала форт Банги. В 1893 году рядом с фортом обосновалась первая католическая миссия.

В 1894 и 1897 годах соответственно, французские власти заключили договоры с Германией и Англией о начертании границ между колониальными владениями, в результате чего были оформлены современные восточная и западная границы нынешней ЦАР. Покорение территории было завершено окончательно после кровавых боев в начале XX века, в 1903 году было официально оформлено формирование колониальной территории Убанги-Шари. В 1907, 1919-21, 1924-27, 1928—1931 году на территории современной ЦАР отмечались восстания коренного населения, подавлявшиеся чрезвычайно жестоко, в ряде районов население сократилось на 60-80 %.

С начала 1920-х годов французские колонизаторы внедрили в стране новые сельскохозяйственные культуры — хлопок и кофе. Были открыты месторождения золота и алмазов. Возникла буржуазия из местных жителей-африканцев.

В послевоенный период были создана первая партия и избран первый депутат от Убанги-Шари во французский парламент; им стал Бартелеми Боганда, который считается отцом-основателем ЦАР. Незадолго до обретения ЦАР независимости Боганда погиб в авиакатастрофе.

Период независимости Править

13 августа 1960 ЦАР провозглашена независимым государством. Первым президентом стал Давид Дако. В ЦАР была установлена однопартийная система: партия МЕСАН (Движение социальной эволюции Чёрной Африки) объявлена единственной политической партией страны.

1 января 1966 произведён военный переворот. Президентом страны, главой правительства и председателем МЕСАН стал начальник штаба армии ЦАР полковник Жан-Бедель Бокасса. Парламент ЦАР был распущен, конституция отменена.

Период правления Бокассы был отмечен катастрофического размера коррупцией и различными экстравагантными предприятиями — так, например, в декабре 1976 года Бокасса короновал сам себя как императора, страну переименовал в Центральноафриканскую империю (ЦАИ). Церемония коронации обошлась в половину годового бюджета страны.

В конце 1970-х годов экономическая ситуация в ЦАИ резко ухудшилась. В апреле 1979 начались антиправительственные демонстрации, произошли столкновения с полицией.

В сентябре 1979 Бокассу свергли французские десантники, вслед за чем страну снова возглавил Давид Дако, по приглашению которого формально акция и была проведена. Была восстановлена республика.

Дако был, в свою очередь, смещен спустя два года генералом Колингбой, под давлением Запада уступившим власть в начале 90-х демократически избранным властям. Стабильности стране это не принесло, последовала серия переворотов и контр-переворотов, проходивших на фоне социальной нестабильности и ухудшения экономического положения.

В настоящий момент у власти находится руководитель одержавшей победу в гражданской войне 2001—2003 годов фракции Франсуа Бозизе. Наибольшую опасность для стабильности страны в данный момент представляет бандитизм различных групп, претендующих на политическое оформление, на севере страны.

Экономика Править

ЦАР обладает существенными природными ресурсами — месторождениями алмазов, урана, золота, нефти, лесными и гидроэнергетическими ресурсами. Тем не менее ЦАР остаётся одной из самых беднейших стран мира. ВВП на душу населения в 2008 году — 700 долл. (221-е место в мире).

Основа экономики — сельское хозяйство и лесозаготовки. Хлопок, кофе, табак, маниок, ямс, просо, кукуруза, бананы.

Промышленность — добыча золота и алмазов, лесопилки, пивоварни, обувные мастерские.

Экспорт — 0,15 млрд долл. в 2008 году — алмазы, лес, хлопок, кофе, табак.

Основные покупатели — Япония 40,4 %, Бельгия 9,8 %, Китай 8,2 %.

Импорт — 0,24 млрд долл. — продовольствие, текстиль, нефтепродукты, промышленная продукция, автомобили, лекарства.

Основные поставщики — Южная Корея 20,2 %, Франция 13,6 %, Камерун 7,7 %, Нидерланды 5,8 %, США 5,3 %.

Примечания Править

  1. Написание даётся согласно картам Роскартографии. Орфографически правильным является написание Центрально-Африканская Республика. См. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.; Лопатин В. В. Прописная или строчная? Орфографический словарь / В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — М.: Эксмо, 2009. — 512 с.

Ссылки Править

Шаблон:Центральноафриканская Республика в темах

Шаблон:ЦАВЭС

Africa stub icon Портал об Африке — портал об истории, географии и культуре Африки.