Борис Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи.

В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования электромонтером четвертого разряда на авиазавод номер 22 в Москве, выпускавший бомбардировщики "Туполев ТБ-1", участвовал во внедрении в производство ТБ-3.

В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады "спецоборудования и вооружения самолетов" на том же заводе.

Окончил Московский энергетический институт в 1940 году.

С 1940 по 1945 год Черток работал в ОКБ главного конструктора Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Бибикова.

2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники.

В том же году организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт "Рабе", который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.

На базе института в 1946 году был создан новый институт - "Нордхаузен", главным инженером которого был назначен Сергей Королев. С этого времени Черток работал в сотрудничестве с Королевым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения.

В 1974 году Борис Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

Вся научная жизнь Бориса Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами.

В 90-х годах он выпустил серию монографий «Ракеты и люди» об истории космической отрасли в СССР.

За свою многолетнюю научную деятельность он был удостоен множества наград, включая ленинскую премию, орден Красной звезды, орден «За заслуги перед отечеством».

Выдающийся ученый Борис Черток скончался утром 14 декабря. 1 марта 2012 года ему бы исполнилось 100 лет.

Ссылки[править | править код]

Борис Черток. Подборка материалов.