Статья по тематике
Индуизм

Aum

История · Пантеон

Вайшнавизм · Шиваизм
Шактизм · Смартизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Hindu swastika

Портал «Индуизм»

Ши́ва (санскр. शिव, śiva IAST, «благой», «милостивый») — один из наиболее почитаемых индуистских богов. Известен также под именами Рудра, Шанкара, Шамбху и др. Всего в Пуранах перечислены 1008 имён и эпитетов этого бога.

Общие сведения[править | править код]

Шива в индуизме составляет вместе с Брахмой и Вишну Тримурти — божественную троицу. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды[1].

ThHH50OQAZ.jpg

Шива есть олицетворение космического сознания, статичного мужского начала Вселенной (Пуруша), находящегося в неразрывном единении со своей противоположностью — Шакти (Пракрити), динамичным женским началом.

Он есть Махадэв, величайший из дэвов (богов). Его божественные деяния — созидание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати.

Иерархическая позиция Шивы в индуистском пантеоне[править | править код]

  • В шиваизме является верховным богом — Парашивой — творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги.
  • В иных ветвях индуизма на первый план выдвигается ипостась Шивы, как разрушителя вселенной в конце мирового цикла — махаюги, с целью создания пространства для нового творения.
  • Считается создателем сакрального звука и санскрита — священного языка индуизма.
  • Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти — Махамритйунджайа.
  • Гана (свита) Шивы — духи и демоны, которые сопровождают его по их собственной воле.

Мантра Шивы[править | править код]

Священная мантра Шивы: Ом Нама Шивая (Om Namah Shivaya) впервые письменно зафиксирована в Ведах — в одном из гимнов Яджурведы.

В западных странах мантра Om Namah Shivaya весьма популярна как один из эффективных способов, применяемых при релаксации и медитации.

Фрагмент исполнения данной мантры использован в документальном фильме Международного Центра Рерихов (МЦР) The Call Of Cosmic Evolution[2]

Образ Шивы в культуре[править | править код]

Картина Светослава Рериха Танец Шивы (эскиз)

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Шива // Мифы народов мира. под ред С. А. Токарева.
  2. Roerich. The Call Of Cosmic Evolution. youtube.com. Проверено 28 мая 2017.
  3. Скумин В. А. (2006). "Роль ноопсихофизического Комплекса Культуры Здоровья Шива Крийя (НПФКШК) в развитии солнечно-огненного потенциала человека". К Здоровью через Культуру 13: 57-71.  

Литература[править | править код]