ФЭНДОМ

Шаблон:Регион Франции (2)

Эльза́с (фр. Alsace (произносится «Альзас»), нем. Elsass или Elsaß) — регион на северо-востоке Франции, граничащий с Германией и Швейцарией. Столицей Эльзаса является Страсбург, второй город по величине — Мюлуз (супрефектура Верхнего Рейна), третий — Кольмар (префектура Верхнего Рейна).

Эльзас разделён на два департамента:

Эльзас также является исторической областью Франции, включавшей некогда в свой состав Территорию Бельфор.

Этимология Править

По «Этимологическому словарю названий стран и народов» Сержа Лозика, название региона Эльзас происходит от «галло-римского слова „Alisauia“ или „Alisetum“, что означает „утес“, „отвесная скала“. То есть „страна у подножья отвесных скал“. Быть может, такое название пошло оттого, что галлы, шедшие из Германии на юг, были поражены отвесными скалами Вогезов».

Весьма вероятно и германское происхождение названия региона. Ali («чужой») + Saß (=нем. Sitz, «место») = Alsaß → Elsaß.

География Править

Файл:Hautes chaumes gazon du faing vosges.jpg

Эльзас занимает территорию площадью 8 280 км² (190 км в длину и 50 км в ширину, что составляет 1,5 % площади Франции), и это делает его самым маленьким регионом метрополии Франции (Корсика имеет примерно такую же площадь). Эльзас простирается с юга на восток вдоль Рейна, который протекает на восточных границах региона. С севера Эльзас ограничен рекой Лотер и немецкой землей Рейнланд-Пфальц, с востока — Рейном, на правом берегу которого простирается Баден-Вюртемберг. На юге регион имеет общие границы со Швейцарией, на юго-западе — с французским регионом Франш-Конте и на западе — с Лотарингией.

Территория Эльзаса отличается большим разнообразием рельефов:

  • На востоке находится Эльзаcская равнина (фр. la plaine d'Alsace) длиной около 200 км и шириной — около 40 км. Вместе с немецким регионом Баденом она формирует Рейнскую впадину. По равнине протекает река Илль (фр. Ill): здесь выращиваются зерновые культуры и виноград. Довольно значительное место в этой части региона пока еще занимают леса (лес Гагенау (фр. Haguenau) на севере и лес Ар (фр. Hardt) на юге).
Файл:Grand Ballon.jpg
  • Между Рейном и Иллем находится Рьед (фр. Ried), от немецкого слова «камыш». Это заболоченная и влажная местность, образовавшаяся на месте древней реки. Сегодня здесь располагаются заповедные зоны.
  • На западе возвышаются Вогезы (фр. Vosges, le massif vosgien), прорезанные широкими долинами притоков Илля. Здесь находятся горные пастбища, чередующиеся с лесами. Самая высокая точка в Эльзасе — это вершина Гран Баллон (1424 м), которая располагается в Верхнем Рейне.
  • Линией перехода между горами и равнинами служат холмы Вогезского массива, на которых возделывается виноград.
  • На юге от Мюлуза лежит холмистый район Сунго (фр. Sundgau).
  • И, наконец, на крайнем юге региона возвышаются Эльзаcские Юра (фр. Jura alsacien).

Климат Править

Климат Эльзаса — полуконтинентальный. Западные ветра вынуждены преодолевать склоны Вогезов, где идут орографические дожди. Таким образом воздух освобождается от воды, становится более сухим — Эльзас подвергается так называемому эффекту фён.

В результате зимы в Эльзасе холодные и сухие, лето — теплое с небольшим количеством осадков. Кольмар имеет свой микроклимат — солнечный и сухой, этот город является вторым самым сухим городом во Франции (после Перпиньяна): в год выпадает всего 550 мм осадков. Такой климат является идеальным для выращивания виноградных культур и винодельства Эльзаса. При этом горизонт грунтовых вод региона позволяет ему избежать последствий долгих засух.

Геология Править

Файл:Alsace topo.png

Эльзас является частью Рейнской равнины, расположенной к западу от Рейна (на его левом берегу). Он находится во впадине, которая также называется грабен или рифт, появившейся еще во времена олигоцена. По бокам от нее выступают Вогезы и Шварцвальд (фр. Forêt Noire). Массив Юра сформировался благодаря оползню, вызванному поднятием Альп, мезозойских покрывающих пород на триасовые отложения. Юра пересекают территории Бельфора.

  • Вогезы образовались на севере из песчаника, а на юге — из гранита; гранитные породы являются герцинскими структурами, обнажившимися во время боковых поднятий из-за образования рифта.
  • Юра, поднявшиеся позже (в эпоху миоцена), состоят из известняка и мрамора, которые относятся чаще всего к юрскому периоду, то есть они намного более поздние, чем формация аллювиальной Рейнской равнины.

Месторождения нефти разрабатываются на севере (в Пешельброне, около Ньедеброна, где было обнаружено одно из первых месторождений в мире, в 1740 г.). Кроме того, в регионе есть залежи поташа, относящиеся к олигоцену, около Мюлуза. Серебряные рудники разрабатываются с начала XX века около Сент-Мари-о-Мин (фр. Sainte-Marie-aux-Mines).

Сильная геотермичность, последствие поднятия отвесного рифта, позволяет проводить геотермические эксперименты около Суль-су-Форе (фр. Soultz-sous-Forêts).

Символика Править

Герб Править

Герб, на котором изображены геральдические символы Эльзаса, имеет две части. На первой из них (слева) на красном фоне изображена серебряная левая перевязь, вдоль которой идут узкие украшенные виньетками перевязи (тоже серебряные). Вторая часть (справа) также имеет красный фон с золотой полосой, окруженный шестью золотыми коронами, три во главе щита и три перевернутые на оконечности щита.

Этот герб является соединением двух гербов — Нижнего Рейна (первая часть) и Верхнего (вторая часть).

Флаг Править

Исторический флаг Эльзаса состоит из двух горизонтальных полос: сверху – красная, снизу – белая. Флаг появился в XIX веке, а выбор цветов объясняется тем, что красный и белый чаще всего повторялись на гербах эльзасских семей и городов. В 18711918 гг. флаг постепенно утверждался в качестве символа Эльзаса, и это в большой степени было связано с центробежными намерениями Пруссии. 25 июня 1912 г. парламент Эльзас – Лотарингии объявили красно-белый флаг национальной эмблемой. Сегодня этот исторический флаг конкурирует с новым, рисунок которого скопирован с герба Эльзаса. На эльзасском диалекте старый флаг называется «Rot un Wiss», что означает «красный и белый».

Логотип Править

Логотип Эльзаса представляет собой звезду, большая часть которой раскрашена синим цветом – эта часть символизирует современную Францию. Территория Эльзаса здесь обозначена желтым и расположена «на востоке» звезды-Франции. Эти цвета ассоциируются с цветами ЕС неслучайно, Эльзас представлен на этой эмблеме в роли посла между Европой и Францией.

История Править

В отличие от соседних провинций и регионов, Эльзас никогда не знал одновременных периодов единства и политической автономии. История региона характеризуется постоянной политической раздробленностью: большую часть времени Эльзас находился под властью Священной Римской империи962 года, когда он был создан, и до 1648 г.), а затем постепенно с XVII века перешел под власть Франции.

Краткая хронология:

Население Править

Файл:Adolphe Braun Alsace costume.jpg

Эльзас является регионом, большую часть которого занимают городские зоны Страсбурга, Мюлуза и Кольмара. Кроме того, на него оказывают сильное влияние соседние крупные города — Базель (Швейцария), Фрайбург и Карлсруэ (Германия). Поэтому плотность населения в Эльзасе довольно высока (за исключением северо-западного Нижнего Рейна и ближайших возвышенностей). К 1999 году в Эльзасе насчитывалось 1 734 145 жителей, а к концу 2004 года численность населения достигла 1 794 000 жителей. Плотность населения — 209 человек на км², что делает Эльзас самым густонаселенным регионом метрополии Франции.

INSEE (Национальный институт статистики и экономических исследований) считает, что население Эльзаса будет увеличиваться в период с 1999 по 2030 гг. со скоростью от 12,9 % до 19,5 % и достигнет к концу этого срока рубежа в 2 млн. жителей.

Самые населенные и активные области (в сфере занятости, торговли, услуг, транспорта, образования, отдыха и т. д.) сконцентрированы вокруг Страсбурга и Мюлуза, которые все больше и больше расширяют зоны своего влияния.

Эльзасцы в основном говорят на алеманском диалекте немецкого языка. В крупных городах распространён французский язык. Большинство эльзасцев — католики, среди сельских жителей преобладают протестанты (лютеране и кальвинисты).

Экономика Править

Файл:Alsace Vineyard.jpg

Эльзас имеет около 3 % ВВП и занимает второе место среди регионов Франции в ВВП на душу населения примерно в 20 750 евро.

Эльзас отличается разнообразием экономической деятельности:

  • Виноградарство в Танне (фр. Thann) и Виссембурге (фр. Wissembourg) на узкой полосе земли между Рейнской впадиной и холмами Вогезского массива (в основном в центре региона между Селестатом (фр. Sélestat) и Кольмаром, так называемая Дорога вин Эльзаса — фр. Route des Vins d'Alsace). Однако, виноград уже не выращивается на высоте Савернского перевала и Гагенау;
  • Культура хмеля и пивоварение (половина французского пива производится в Эльзасе, особенно в округе Страсбурга);
  • Лесозаготовки;
  • Автомобильная индустрия («Peugeot» в Мюлузе, «General Motors» в Страсбурге);
  • Крупный международный научный и промышленный центр по изучению естественных наук «Biovalley» (занимает лидирующее место в этой области в Европе);
  • Туризм;
  • Шоколадная и кондитерская промышленность («Masterfood» в Гагенау, «Kraft Suchard» в Страсбурге, «Chocolat Schaal» в Geispolsheim).
  • Колбасная промышленность.

Экономическое прошлое Править

В прошлом Эльзас специализировался на производстве текстильной продукции. На сегодняшний день существует лишь несколько мелких предприятий, которые смогли выстоять во время текстильного кризиса в Эльзасе (NCS Groupe, DMC и др.)

На севере разрабатывались месторождения нефти, а на юге — поташа. Эти разработки были прекращены в 1950-х гг. и 2004 г. соответственно.

Горный промысел хлористого калия (сильвинит — фосфатные удобрения) в течение всего столетия, пока действовал, смог добыть 570 млн. тонн продукта (13 000 наемных рабочих в 1950 г.). Сегодня шахты стали музеем (шахта Родольф (фр. Rodolphe) около Wittelsheim).

Международное положение Править

В Эльзасе 35 % предприятий имеют в своем составе иностранных участников (особенно из Германии, Швейцарии, США, Японии и скандинавских стран). Первое место по импорту в Эльзас занимает Германия — 38,5 % в 2002 г.

Безработица Править

Долгое время Эльзасу удавалось избегать увеличения безработицы на своей территории, но сейчас количество безработных людей с каждым годом все больше и больше: например, их стало на 20 % больше в период между мартом 2002 г. и мартом 2003 г., что составило 6,8 % работоспособного населения. Такие показатели связаны с кризисом некоторых индустрий, в которых занято 26 % населения. Поэтому Эльзас начал поворот от развития индустрии к расширению сферы услуг и поиску новых технологий.

Этот поворот связан, прежде всего, с появлением нового центра – центра IMAGE. Он объединяет всю деятельность, связанную с новыми технологиями (изображения, аудиовизуальные разработки). Этот центр был создан в 2003 г. после исследований, которые показали важность этого сектора для Эльзаса, количество рабочих мест, которое он может дать, и некоторые другие преимущества для региона. Тем более, что здесь располагаются многие организации, связанные с аудиовизуальными разработками, европейского уровня (European Audiovisual Observatory, Fonds Eurimages, EPRA, ARTE, CIRCOM и др.).

Кластеры:

  • Центр терапевтических инноваций в Страсбурге по изучению биотехнологий и естественных наук. Эльзас является вторым регионом Франции, задействованным в биотехнологических исследованиях.
  • Центр по созданию автомобилей будущего в Эльзасе и Франш-Конте, сконцентрировавшееся вокруг конструкторской организации PSA (представительства в Мюлузе и Монбелиаре).

Политика Править

Администрация Править

С 1998 года Региональный Совет Эльзаса возглавляет Адриан Целлер (род. 2 апреля 1940 г.), член паритии Союз за народное движение (UMP). В состав совета входит 47 членов.

Местное право Править

В некоторых областях права, таких как охота, сообщества, религиозные культы, социальная безопасность и др., прикладное право Эльзаса является соединением национального и местного права.

После периода 1870-1918 гг., в течении которого Эльзас принадлежал Германии, некоторые наполеоновские законы остались в силе и продолжали использоваться. А некоторые другие французские законы, принятые в этот же период, не прижились.

Транспорт Править

Автомагистрали Править

Общественный транспорт и частные автомобилисты пользуются в основном бесплатной автомагистралью A35, которая связывает северные и южные области (от Лотербурга (фр. Lauterbourg) до Базеля). Небольшая часть французской четырехполосной дороги пока находится в стадии строительства.

Автомагистраль А4 (по направлению к Парижу) с плотным движением (платная в 20 км к северо-западу от Страсбурга) и автомагистраль А36 по направлению Париж — Лион (платная от Бюрно (фр. Burnhaupt), в 19 км от Мюлуза) довольно сильно переполнены. Эти автомагистрали бесплатны в сторону Германии.

Данные автомагистрали являются важными транзитными путями и благодаря общественному транспорту соединяют населенные пункты. Они были построены в 1970—1980-е гг., в результате чего проходят очень близко к центру разрастающихся городов (например, в 1 км от центра Страсбурга и в 1,5 км от центра Мюлуза). Такое расположение приводит к сильным загрязнениям окружающей среды и напряженности автодвижения, особенно в Страсбурге, где плотность движения по трассе А35 достигла в 2002 году 170 000 автомобилей в день. Трасса А36 пересекает Мюлуз, который тоже страдает от постоянных проблем с уличным движением. Правда, эти проблемы были временно решены благодаря расширению трассы до 6 полос. Отсутствие электронных табло и уличных камер также является серьезной помехой в решении транспортных проблем.

Существует проект постройки четырехполосной автомагистрали, которая огибала бы Страсбург, чтобы основной северо-южный транзитный поток мог миновать город, таким образом, несколько разгрузив дороги. Трасса должна связать транспортную развязку Хёрдта (фр. Hœrdt) на севере с Инненхаймом (фр. Innenheim) на юге. Открытие этой автомагистрали планируется к 2011 г. и предусматривает движение в 41 000 машин в день. Однако, по мнению автора проекта DDE (Управление департамента по снабжению) существуют некоторые сомнения в пользе данной трассы, так как она сможет принять на себя лишь 10 % от основного движения по автомагистрали А35 в окрестностях Страсбурга.

К этому необходимо прибавить решение соседней Германии ввести пошлину на большегрузные грузовики, которые пользуются их автодорожной сетью. Таким образом, часть транзитного движения по немецкой трассе А5 перейдет на автомагистрали Эльзаса, которые идут параллельно и, кроме того, бесплатны. Это значительно ухудшит и без того нелегкое положение автомобилистов. Пытаясь исправить ситуацию, депутат Ив Бюр способствовал принятию в Национальной Ассамблее в декабре 2006 года поправку к законопроекту о введении подобной пошлины для большегрузных грузовиков на дорогах Эльзаса. Она должна вступить в силу в конце 2007 — начале 2008 гг.

Железнодорожная сеть Править

Вогезы можно преодолеть только через Савернский перевал (фр. col de Saverne), Бургундские ворота (фр. trouée de Belfort) и еще некоторые ущелья. Поэтому Эльзасу необходимо улучшить связь с остальной Францией. На данный момент рассматриваются несколько проектов:

  • TGV Est (Восток): Париж — Страсбург — линия находится в процессе строительства и должна будет введена в эксплуатацию в июне 2007 г.
  • TGV Rhin-Rhône (Рейн — Рона): Дижон — Мюлуз — работы начаты в 2006 г.
  • Объединение в одну сеть с немецким ICE на уровне Келя и/или Оттмаршейма (фр. Ottmarsheim).
  • В Мюлузе в процессе строительства находятся легкорельсовые линии, такие же собираются строить и в Страсбурге (в 2009 г.).

Однако, туннель Морис-Лёмэр (фр. tunnel Maurice-Lemaire) по направлению к Сен-Дье-де-Вож (фр. Saint-Dié-des-Vosges) был освобожден от железнодорожных путей: теперь через него проходит платная автомагистраль.

Речная сеть Править

Портовый грузооборот превышает 15 млн. тонн, из которых около трех четвертей приходится на Страсбург, второй по величине речной порт Франции. Проект по расширению канала Рейн — Рона, предназначенный для связи между Роной (и Средиземном морем) с водной сетью Центральной Европы (Рейн, Дунай, Северное и Балтийское море), был окончательно заброшен в 1998 г. из-за большой стоимости.

Аэропорты Править

В Эльзасе находятся два международных аэропорта:

  • Международный аэропорт Базель-Мюлуз-Фрайберг (фр. Basel-Mulhouse-Freiburg), единственный аэропорт в мире, который относится к двум государствам. Авиационные компании предлагают здесь более 60 направлений и прямых перелетов.
  • Международный аэропорт Страсбург — Энтцайм (или Энтцхайм) (фр. Strasbourg Entzheim).

Культура Править

Эльзас обладает большим культурным наследием, в котором прослеживаются как французские, так и немецкие черты (Эльзас был долгое время предметом притязаний Франции и Германии).

Язык Править

В некоторых коммунах, соседствующих с территорией Бельфор и франкошвейцарскими землями, в долинах Вайсса (Орби) и Льепврет (Сент-Мари-о-Мин) Вогезского массива говорят на лотарингском лангдойле. В Alsace Bossue и в округе Виссембурга в основном говорят на рейнском и южном франкских диалектах, хотя они и переживают период упадка. Часть населения до сих пор пользуется местным наречием – алеманским диалектом немецкого языка. В этом наречии есть некоторые заимствования и из французского языка.

Долгое время алеманский диалект был родным языком большинства жителей Эльзаса. Но сейчас единственным официальным языком является французский. До этого в период с 1871 по 1918 гг. и с 1940 по 1944 гг. официальным языком признавался верхненемецкий (нем. Hochdeutsch, письменный язык региона с XVI века).

С 1992 году в Эльзасе существуют паритетные двуязычные секции, целью которых является сохранить местный эльзасский язык. Там образование ведется на двух языках – французском и немецком. На данный момент там обучаются около 5 % учеников эльзасских школ. В лицеях ученики могут получить немецкий аттестат зрелости.

В театрах до сих пор идут спектакли на эльзасском наречии.

Кухня Править

Постройки Править

Файл:Maison Kammerzell Strasbourg.jpg

Традиционные дома Эльзасской равнины имеют фахверковые стены из самана и крыши, покрытые плоской черепицей. Фахверковые стены и саман, конечно, встречаются и в других зданиях Франции, но изобилие подобных домов в Эльзасе имеет несколько определенных причин:

  1. Близкое расположение к Вогезам делало дерево дешевым и распространенным строительным материалом
  2. Некоторая сейсмическая активность делала дерево более распространенным материалом, чем камень, так как деревянные дома были устойчивее
  3. Во время войн и набегов деревни и города часто сжигались, и во время пожара верхние этажи обваливались. Поэтому из камня строили только нижний этаж, а затем в случае необходимости над ним надстраивали фахверковые стены. Это объясняет, почему многие коммуны могли очень быстро восстанавливаться, как только наступали мирные времена.

Однако фахверковые стены все-таки значительно усиливали риск пожаров, поэтому с начала XIX века их начали покрывать штукатуркой. Затем было принято решение, что штукатурка не должна быть на всех домах белого цвета, и здания стали заметно различаться между собой по цветам. Жители чаще всего следовали этому предписанию не из-за своих убеждений, а так как это было значительно дешевле. Совсем недавно дома начали освобождать от слоя штукатурки.

Культурное наследие Править

Файл:Haut-koenigsbourg 01.jpg
Файл:Mont sainte-odile1.jpg

См. также список музеев Эльзаса.

Знаменитые эльзасцы Править

Frederic Auguste Bartholdi1898

Ф.О. Бартольди, автор Статуи свободы.

Файл:Gustave Dore le chat botte.jpg
Файл:Kastler.jpg

Литература Править

  • Грицак Е. Страсбург и Эльзас. Памятники всемирного наследия.. — М.: Вече, 2007. — С. 240.

Ссылки Править

Регионы Франции Flag of France
Эльзас | Аквитания | Овернь | Бургундия | Бретань | Центр | Шампань — Арденны | Корсика | Франш-Конте | Иль-де-Франс | Лангедок — Руссильон | Лимузен | Лотарингия | Юг — Пиренеи | Север — Па-де-Кале | Нижняя Нормандия | Верхняя Нормандия | Пеи-де-ла-Луар | Пикардия | Пуату — Шарант | Прованс — Альпы — Лазурный берег | Рона — Альпы
Заморские регионы:
Французская Гвиана | Гваделупа | Мартиника | Реюньон

<span id="interwiki-fr-fa" />af:Elsas als:Elsass an:Alsazia bg:Елзас bs:Elzas ca:Alsàcia co:Alsazia cs:Alsasko da:Alsace de:Elsass el:Αλσατία en:Alsace eo:Alzaco es:Alsacia et:Alsace eu:Alsazia fi:Elsass fr:Alsace frp:Alzace gl:Alsacia he:אלזס hr:Elzas hu:Elzász id:Alsace io:Alzacia is:Elsass it:Alsazia ja:アルザス地域圏 ka:ელზასი ko:알자스 la:Elisatia lad:Alsace lb:Elsass lt:Elzasas ms:Alsace nl:Elzas nn:Alsace no:Alsace oc:Alsàcia pl:Alzacja pt:Alsácia ro:Alsacia sk:Alsasko sl:Alzacija sq:Elsass sr:Алзас sv:Alsace tr:Alsace zh:阿爾薩斯

  1. Википедия Эльзас адрес
  2. Викисловарьадрес
  3. Викицитатникадрес
  4. Викиучебникадрес
  5. Викитекаадрес
  6. Викиновостиадрес
  7. Викиверситетадрес
  8. Викигидадрес

Выделить Эльзас и найти в:

  1. Вокруг света адрес
  2. Академик адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы адрес
  5. Научная Россия адрес
  6. Кругосвет адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традицияадрес
  9. Циклопедияадрес
  10. Викизнаниеадрес
  1. Google
  2. Bing
  3. Yahoo
  4. Яндекс
  5. Mail.ru
  6. Рамблер
  7. Нигма.РФ
  8. Спутник
  9. Google Scholar
  10. Апорт
  11. Онлайн-переводчик
  12. Архив Интернета
  13. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  14. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов

  • Страница 0 - краткая статья
  • Страница 1 - энциклопедическая статья
  • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Эльзас 1», чтобы сохранить ее

Комментарии читателей:Править