Энерге́тика — отрасль промышленности, охватывающая выработку, передачу и сбыт потребителям электрической и тепловой энергии. Вместе с добычей, переработкой и передачей энергоресурсов (полезных ископаемых и их производных, используемых в качестве топлива), образует топливно-энергетический комплекс.

Отрасли энергетики[править | править код]

Энергетика включает в себя следующий ряд отраслей:

Электроэнергетика[править | править код]

Электроэнергетикой называют процесс производства, передачи, распределения и сбыта потребителям электрической энергии. К электроэнергетике относятся:

  • В части передачи:
    • Линии электропередач различных уровней напряжения (в России — от 0,4 до 1050 кВ). Делятся на воздушные и кабельные. Различают передачу на высоком (от 110 кВ и выше), среднем (0,4—110 кВ) и низком (0,4 кВ, в том числе 110—380 В — напряжение в бытовой сети в России) напряжении. Обычно передачу на высоких напряжениях называют транспортом электроэнергии, на низких и средних — распределением;
    • Трансформаторное хозяйство (подстанции) — служат для перехода с одного уровня напряжения на другой;
  • Энергосбыт — организация продаж электроэнергии конечным потребителям. В 2004—2007 годах энергосбытовая деятельность в России была выделена в отдельный бизнес (отдельные юридические лица).

Теплоснабжение[править | править код]

Теплоснабжение (теплоэнергетика) — это процесс выработки и передачи потребителям тепловой энергии. Бывает децентрализованное (индивидуальное и местное) и централизованное (от котельных и ТЭЦ). В России основным теплоносителем в отопительных сетях является химически подготовленная вода, которая практически вытеснила перегретый пар (хотя в быту до сих пор часто используют словосочетание «паровое отопление»). Тепловая энергия вырабатывается как совместно с электроэнергией на ТЭЦ (т. н. комбинированная выработка, или теплофикация), так и на чисто тепловых станциях. Передаётся потребителям по утеплённым трубопроводам — в основном подземным, но иногда и наземно-надземным. Перед подачей конечному потребителю вода доводится до нормативной температуры в водогрейных котлах на централизованных тепловых пунктах (ЦТП). Важной тенденцией развития теплоснабжения в России является повсеместное возведение мини-ТЭЦ для крупных социально-значимых объектов[источник не указан 4117 дней].

Энергоресурсы[править | править код]

Добыча, переработка и транспортировка энергоресурсов являются смежными отраслями энергетики, объединяемыми вместе с ней в топливно-энергетический комплекс (ТЭК). В ТЭК, кроме энергетики, также входят:

См. также[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Шаблон:Energy-stub

ar:علم الطاقة bg:Електроенергетика bs:Energetika ca:Energètica cs:Energetika en:Power engineering es:Energética et:Energeetika fi:Energetiikka hr:Energetika hu:Energetika ia:Energetica io:Energetiko it:Energetica lt:Energetika pl:Energetyka ro:Energetică sh:Energetika simple:Energetics sk:Energetika sl:Energetika sr:Енергетика sv:Energetik uk:Енергетика