Файл:Banditaccia Sarcofago Degli Sposi.jpg

Этрусский саркофаг из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим

Этруски (итал. etruschi, лат. tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. rasna) — древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

из Лидии, области в Малой Азии — тиррены или тирсены. По мнению других античных авторов, в формировании этрусского этноса также принимали участие пеласги. Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии культурой Вилланова. Вплоть до середины ХХ в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

Археологические и лингвистические исследования приносят всё больше свидетельств в пользу малоазийской версии происхождения этрусков. Памятники языков, родственных этрусскому, обнаружены в Малой Азии (Лемносская стела — пеласги) и на Кипре (этеокипрский язык — тевкры). Тирсены, пеласги и тевкры, по-видимому, впервые упоминаются среди «народов моря», вторгшихся в 12 в. до н. э. в Египет из Малой Азии. Возможно, именно с этрусками связан древнеримский миф об Энее, предводителе троянцев, переселившихся в Италию после падения Трои.

В феврале 2007 опубликованы исследования итальянских генетиков, обнаруживших сходство генов тосканской породы коров (известной ещё со времён Этрурии) с коровами Анатолии (при существенно меньшем сходстве с породами, распространёнными в других частях Италии). Это также можно считать косвенным свидетельством в пользу версии Геродота [1].

Краткая история[править | править код]

Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья и соседством с греческими колониями.

В конце VII века до н. э. объединились в союз 12 городов-государств, около середины VI века овладели Кампанией. В V—III веках до н. э. покорены Римом и постепенно ассимилированы.

Топонимика я был в пригороде Рима но этрусков там не наблюдал...[править | править код]

С этрусками связан ряд географических названий. Тирренское море было названо так древними греками, поскольку контролировалось «тирренами» (греческое название этрусков). Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, контролировавшего северную часть этого моря. В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы.

Этруски в Риме[править | править код]

Внутри Рима составляли трибу, называвшуюся Луцеры.

Этрусский язык[править | править код]

Родственные связи этрусского языка являются дискуссионными. Составление словаря этрусского языка и расшифровка текстов продвигаются медленно и по сей день далеки от завершения.

Литература[править | править код]

  • Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. М. 1980.

Ссылки[править | править код]

bg:Етруски da:Etruskerne de:Etrusker el:Ετρούσκοι en:Etruscan civilization eo:Etruskoj es:Etruscos fr:Étrusques it:Civiltà etrusca ja:エトルリア nl:Etrusken pl:Sztuka etruska pt:Etruscos sk:Etruskovia zh:伊特鲁立亚