Наука
Advertisement

3 сентября — 246-й день года (247-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 119 дней.

сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс|-     1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
2021 г.

Праздники

См. также: Категория:Праздники 3 сентября

Именины

События

См. также: Категория:События 3 сентября

  • 36 до н. э. - битва при Навлохе (Сицилия), где флот Октавиана под руководством Агриппы разбил флот Секста Помпея, что положило конец гражданской войне между Помпеем и Октавианом.
  • 1609 — Английский мореплаватель Генри Хадсон (Henry Hudson) открыл Нью-Йоркскую гавань.
  • 1752 — День, которого не было в истории Великобритании и колоний. В связи с переходом на григорианский календарь после 2 сентября наступило сразу 14-е.
  • 1828 — Свадьба Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе.
  • 1838 — В Киеве открыт Институт благородных девиц.
  • 1864 — В Стокгольме оглушительный взрыв смел с лица земли лабораторию Альфреда Нобеля (Alfred Bernhard Nobel), где он вместе с отцом проводил свои опыты с нитроглицерином. Погибли 5 помощников и младший брат Альфреда — Эмиль. Отца от горя разбил удар. Но Альфред свои опыты не прекратил, и через три года получил патент на изготовление динамита.
  • 1875 — В Москве в торжественной обстановке при огромном скоплении народа, в присутствии императора Александра II прошла закладка здания Исторического музея.
  • 1912 — В Англии начал работу первый в мире консервный завод.
  • 1914 — Американка Мэри Фелпс Джекобс (Mary Phelps Jacobs) изобрела бюстгальтер. «Опытный» образец она смастерила с помощью служанки из носовых платков и запатентовала своё изобретение в 1915 году. Все женщины в это время носили корсеты, и поначалу «бесспинный лифчик» успеха не имел. Но предприимчивый муж изобретательницы, служивший в корсетной фирме, предложил своим хозяевам новинку, и те оказались провидцами, приобретя у Мэри патент за 15 тыс. долларов. Интересно, что Мэри — прямой потомок изобретателя парохода Роберта Фултона (Robert Fulton).
  • 1915 — В австрийской армии создан полк украинских сечовых стрельцов.
  • 1939Великобритания, Франция, Индия, Австралия и Новая Зеландия объявили войну Германии.
  • 1959 — Японская корпорация «Сони» начала выпуск транзисторных радиоприёмников.
  • 1967День H, Швеция перешла на правостороннее движение.
  • 1971СССР, Великобритания, США и Франция подписали четырехстороннее соглашение о статусе Западного Берлина. В нём было зафиксировано, что город не является частью ФРГ.
  • 1973 — В Киеве открыт памятник Лесе Украинке.
  • 1977 — В последний, 17-й раз Элвис Пресли (Elvis Aaron Presley) уже посмертно занял первую строку британского хит-парада с песней «Way Down».
  • 1984 — В Великобритании доктор Алек Джеффриз (Alec John Jeffreys) из Лестерского университета обнаружил, что последовательность оснований в ДНК является индивидуальной особенностью каждого человека. Это свойство ДНК, известное как «генетические отпечатки», стало использоваться при установлении родственных отношений и в криминалистике.
  • 1997 — На референдуме большинство жителей Ньюфаундленда (Канада) проголосовало за прекращение церковного вмешательства в общественное образование.
  • 1997 — На Никольской (в советские времена улица 25 Октября) открылось новое помещение Московского камерного музыкального театра выдающегося оперного режиссёра Бориса Александровича Покровского. На открытии присутствовали Борис Николаевич и Наина Иосифовна Ельцины. Свою первую постоянную «прописку», завоевавший признание истинных ценителей оперного искусства всего мира, театр Покровского, до этого «летучий», получил в январе 1972 в подвале-бомбоубежище многоэтажного дома, где прежде помещался кинотеатр «Сокол» (на Ленинградском шоссе, рядом со станцией метро «Сокол»).

Родились

См. также: Категория:Родившиеся 3 сентября

  • 1710Абраам Трамбле (Abraham Trembley) (ум. 1784), швейцарский натуралист.
  • 1803Гранвиль (настоящее имя Жан Игнас Исидор Жерар) (GrandvilleJean Ignace Isidore Gérard) (ум. 1847), французский карикатурист, график, иллюстратор произведений Свифта (Jonathan Swift) и Дефо (Daniel Defoe).
  • 1844Софья Андреевна Толстая (ум. 1919), жена и помощница Л. Н. Толстого.
  • 1846Альфред Брандт (Alfred Brandt) (ум. 1899), немецкий инженер, прославившийся строительством туннелей в Альпах и начавший строительство знаменитого Симплонского туннеля.
  • 1856Луис Салливан (Louis Henri Sullivan) (ум. 1924), американский архитектор, создатель первых небоскрёбов.
  • 1859Жан Жорес (Jean Jaurès) (ум. 1914), французский политический деятель.
  • 1869Фриц Прегль (Fritz Pregl) (ум. 1930), австрийский химик, лауреат Нобелевской премии 1923 года «за изобретение метода микроанализа органических веществ».
  • 1875Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche) (ум. 1951), австрийский автоконструктор.
  • 1895Николай Альфредович Адуев (настоящая фамилия Рабинович) (ум. 1950), сатирик, юморист, автор стихотворных пьес.
  • 1899Фрэнк Макфарлейн Бернет (Frank Macfarlane Burnet) (ум. 1985), австралийский иммунолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1960 года «за открытие искусственной иммунной толерантности» (совместно с Питером Медаваром (Peter Brian Medawar)).
  • 1902Александр Васильевич Перышкин (ум. 1983), педагог, автор знаменитого школьного учебника физики.
  • 1905Карл Дэвид Андерсон (Carl David Anderson) (ум. 1991), американский физик шведского происхождения, открывший в 1932 году позитрон, лауреат Нобелевской премии 1936 года (совместно с Виктором Гессом (Victor Franz Hess)).
  • 1908Константин Сорокин (ум. 1981), актёр («Человек с ружьём», «Кубанские казаки»).
  • 1914Иван Переверзев (ум. 1978), киноактёр («Адмирал Ушаков», «Освобождение»).
  • 1927Алесь Адамович (настоящее имя Александр Михайлович Адамович) (ум. 1994), белорусский писатель («Партизаны», «Хатынская повесть», «Каратели»).
  • 1928Ион Друцэ (настоящее имя Иван Пантелеевич Друца) (Ion Druţă), молдавский писатель.
  • 1941Сергей Довлатов (ум. 1990), русский писатель.
  • 1942Константин Алексеевич Васильев (ум. 1976), русский художник.
  • 1942 — Эл Жардайн (Alan Charles Jardine), гитарист американской группы «The Beach Boys».
  • 1945Джордж Биондо (George Michael Biondo), бас-гитарист американской группы «Steppenwolf».
  • 1945 — Майк Харрисон (Michael Harrison), английский рок-музыкант, один из основателей группы «Spooky Tooth» (вокал и клавишные).
  • 1946Юрий Кузнецов, актёр театра и кино (фильмы «Холодное лето 53-го», «ЧП районного масштаба»).
  • 1948Дон Брюер (Don Brewer), ударник американской группы «Grand Funk Railroad».
  • 1953Жан-Пьер Жене (Jean-Pierre Jeunet), французский кинорежиссёр, сценарист, драматург.
  • 1965Чарли Шин (настоящее имя Карлос Ирвин Эстевес) (Charlie SheenCarlos Irwin Estévez), американский киноактёр («Взвод», «Уолл-стрит»).
  • 1965 — Марина Зудина, заслуженная артистка РФ, актриса в театре п/р О. Табакова и его супруга («Возвращение Будулая», «Дубровский»).
  • 1967Дарон Акемоглу (Daron Acemoğlu), турецкий и американский экономист армянского происхождения.

Скончались

См. также: Категория:Умершие 3 сентября

  • 1658 — Оливер Кромвель (Oliver Cromwell) (р. 1599), британский государственный деятель, лорд-протектор Англии, Ирландии и Шотландии (16531958 гг.).
  • 1820 — Бенджамин Латроб (Benjamin Henry Latrobe) (р. 1764), американский архитектор (здание Капитолия в Вашингтоне).
  • 1854 — Фёдор Александрович Голубинский, русский богослов и церковный деятель.
  • 1883 — Иван Сергеевич Тургенев, русский писатель.
  • 1931 — Франц Шальк (Franz Schalk) (р. 1863), австрийский дирижер, педагог.
  • 1948 — Эдвард Бенеш (Edvard Beneš) (р. 1884), государственный и политический деятель Чехословакии (Чехии), второй президент Чехословакии (19351948 гг.), один из руководителей движения за независимость Чехословакии в годы Первой мировой войны, руководитель чехословацкого зарубежного Сопротивления в годы Второй мировой войны.
  • 1954 — Юджин Поллет (Eugene Pallette) (р. 1889), американский актер.
  • 1964 — Йозеф Маркс (Joseph Marx) (р. 1882), австрийский композитор и педагог.
  • 1966 — К.Бакалейникофф (настоящее имя Константин Бакалейников) (Constantin Bakaleinikoff) (р. 1898), американский композитор, родом из России.
  • 1969 — Хо Ши Мин (Hồ Chí Minh) (р. 1890), президент Вьетнама (19511969 гг.).
  • 1970 — Элэн Уилсон (Alan "Blind Owl" Wilson) (р. 1943), американский гитарист, композитор, основавший вместе с Бобом Хайтом (Bob "The Bear" Hite) блюз-роковую группу «Canned Heat».
  • 1987 — Виктор Платонович Некрасов (р. 1911), русский писатель.
  • 1990 — Евгений Мартынов (р. 1948), композитор и певец.
  • 1991 — Франк Капра (Frank Capra) (р. 1897), американский кинорежиссер итальянского происхождения.

Приметы

  • Ясный день на Фаддея обещает ещё четыре недели ясной погоды.

Ссылки

af:3 September an:3 de setiembre ar:3 سبتمبر ast:3 de setiembre be:3 верасьня bg:3 септември bpy:সেপ্টেম্বর ৩ br:3 Gwengolo bs:3. septembar ca:3 de setembre ceb:Septiyembre 3 co:3 di settembre cs:3. září csb:3 séwnika cv:Авăн, 3 cy:3 Medi da:3. september de:3. September el:3 Σεπτεμβρίου en:September 3 eo:3-a de septembro es:3 de septiembre et:3. september eu:Irailaren 3 fi:3. syyskuuta fo:3. september fr:3 septembre frp:3 septembro fur:3 di Setembar fy:3 septimber ga:3 Meán Fómhair gd:3 an t-Sultain gl:3 de setembro he:3 בספטמבר hr:3. rujna hu:Szeptember 3 ia:3 de septembre id:3 September io:3 di septembro is:3. september it:3 settembre ja:9月3日 jv:3 September ka:3 სექტემბერი ko:9월 3일 ksh:3. Sepptämmber ku:3'ê rezberê la:3 Septembris lb:3. September li:3 september lmo:03 09 lt:Rugsėjo 3 mk:3 септември ms:3 September nap:3 'e settembre nds:3. September nds-nl:3 september nl:3 september nn:3. september no:3. september nov:3 de septembre nrm:3 Septembre oc:3 de setembre pam:Septiembri 3 pl:3 września pt:3 de Setembro ro:3 septembrie scn:3 di sittèmmiru sco:3 September se:Čakčamánu 3. simple:September 3 sk:3. september sl:3. september sq:3 Shtator sr:3. септембар su:3 Séptémber sv:3 september sw:3 Septemba ta:செப்டம்பர் 3 te:సెప్టెంబర్‌ 3 th:3 กันยายน tl:Setyembre 3 tr:3 Eylül tt:3. Sentäber uk:3 вересня vec:3 de setenbre vi:3 tháng 9 wa:3 d' setimbe war:Septyembre 3 zh:9月3日

Advertisement